Официальный сайт Муниципального образования "Сельское поселение Ямкинское Московской области"

Официальный сайт Муниципального образования "Сельское поселение Ямкинское Московской области"

Село Воскресенское

 История села Воскресенское

История этого села уходит вглубь столетий. В «Дозорных книгах церквей Московского уезда», относящихся к 1680 году, но куда включены сведения и за более раннее время, приведены данные о селе Воскресенском, входившем тогда в состав дворцовой Черноголовской волости. В этом документе перечислены все церкви Московского уезда в алфавитном порядке их названий.
Там сказано: «В Черноголовской волости великого Государя в дворцовом селе Воскресенском церковь во имя Пресвятые Богородицы Покрова древяная у церкви двор поп Симеон Иванов...».
В другом месте есть запись и о другой церкви этого же села: «Волость Черноголов а в ней село Воскресенское на речке на Жмучке а в нём церковь Воскресения Христова...».
Далее идёт текст, относящийся опять к церкви Покрова: «а что была в селе Воскресенском церковь Покрова Святые Богородицы и та церковь обалилась...».
Таким образом, из этого документа мы узнаём два важных факта: село Воскресенское относилось к Дворцовой Черноголовской волости и там существовали две деревянные церкви, и одна из них (Покровская) - к 1680 году уже «обвалилась» и в документе значится, что она «была», то есть службы в ней, по-видимому, из-за ветхости уже не производилось. Здесь обращает на себя внимание то обстоятельство, что село названо не по более старой церкви Покрова, а по церкви Воскресения. Понять причину этому помогут другие документы, опубликованные Холмогоровыми. В них говорится, что в 1639 году церковь Покрова писалась как «церковь на погосте».1 В 1682 году было предписано писать «церковь Покрова Богородицы в селе Воскресенском». Отсюда можно сделать предположение, что Покровская церковь, числившаяся при погосте, не могла дать название селу. Термин «погост» имел в то время несколько значений и не был обязательно связан с существованием там кладбища. Из приведённых документов ясно, что погост и село были вначале разделены, и погост возник раньше села, которое и получило название по своей Воскресенской церкви.
Крестьянских дворов в селе было девять. К западу от Воскресенского, на расстоянии 3-4 вёрст, находились (и сохранились до настоящего времени) несколько деревень, в числе которых в Переписных книгах XVII века упомянуты деревни Пашуково и Мишуково (оно ещё имело второе название - «Ушаково»), Это были небольшие крестьянские поселения, состоявшие из 7-8 дворов.
В конце XVII века старая церковь Покрова, по-видимому пришла уже в такую ветхость, что встал вопрос о строительстве вместо неё новой. Выстроенный храм получил такое название, и сюда 25 сентября 1702 года был выдан антиминс.2 Старая церковь (развалившаяся) по свидетельству, приведённому в статье Скворцова3, была переведена в 1703 году в сельцо Топорково, а позднее - оттуда - в Берлюковскую Пустынь.
Новопостроенный Покровский храм простоял очень недолго: в 1705 году он сгорел, в связи с чем прихожанами и попом Лукой тогда же была подана челобитная о построении новой церкви «на прежнем погорелом месте».4
В сохранившейся копии храмозданной грамоты написано, что по указу «Великого государя царя и великого князя Петра Алексеевича, Стефан, митрополит Рязанский велел лес готовить»...для строительства новой церкви. В этой грамоте даны основополагающие принципы её построения: «а верх бы на той церкви был бы против прочих, а алтарь сделать круглый». Дальше в документе перечислены иконы для будущего иконостаса.
Судя по сохранившемуся ярусному типу храма, он соответствовал уже характерному для того времени новому решению «против прочих» - традиционных (так считает автор эскизного проекта реставрации Воскресенской церкви Чекан Н. Г., который проанализировал документы и провёл натурные исследования). Также Чекан Н. Г. полагает, что это был один из наиболее древних типов «клетских» храмов с ярусным завершением, являющимся образцом творческой переработки стиля украинского барокко, когда ярусность в русских условиях превратилась в декорацию, т. е. там имелось внутреннее перекрытие.
В плане храм имеет трёхчастное деление: алтарь, центральную часть и трапезную, расположенные на одной оси. Объединяющим элементом композиции служила консольная галерея, первоначально окружавшая храм с трёх сторон (в настоящее время она полностью утрачена).
Четверик покрыт четырёхскатной крышей, на нём стоит восьмерик, увенчанный луковичной главкой на удлинённом барабане. Алтарь имеет пятигранную форму. Невысокая трапеза с двускатным покрытием примыкает к храму с запада. До последнего времени довольно хорошо сохранялся интерьер церкви, где стоял деревянный резной с позолотой пятиярусный иконостас, относящийся к концу XVIII века (часть икон в нём более древние). В двух киотах у входа в трапезную находились деревянные скульптуры Параскевы Пятницы и Николая Святителя, которые принадлежали ещё прежней, сгоревшей церкви и были вынесены оттуда во время пожара. В процессе исследования выяснилось, что первоначально храм имел не два, как сейчас, а один (нижний) постамент для главы. Видимо, заметив получившуюся несоразмерность пропорций, её исправили надстройкой ещё одного постамента, который несколько вытянул силуэт здания. Глава церкви массивна и имеет типичную для XVII века луковичную форму.
Возведение храма продолжалось один строительный сезон и в ноябре 1706 года он был освящён. Сюда был выдан антиминс, о чём имеется запись в Окладных книгах Патриаршего Казённого приказа.5
В приходе церкви села Воскресенского числилось (по документам 1710 года), кроме него самого 6 деревень: Кабаново, Авдотьино, Пятково, Пашуково и Ушаково («Мишуково тож»). Деревни Мишуково и Пашуково составляли в то время общее владение с Глинками, принадлежавшими английскому предпринимателю Стелсу, а позже Якову Вилимовичу Брюсу.
Село Воскресенское расположено на изгибе реки Жмучки. Оно имело одну центральную улицу, являющейся в то же время дорогой, связывавшей Воскресенское с одной стороны с Ямкиным, а с другой - с деревней Пашуковой. На этой улице-дороге показана существующая церковь Покрова и немногочисленные крестьянские усадьбы. Кроме того, в довольно значительном расстоянии от них, севернее, у самой реки на плане значится ещё несколько дворов, что является очень необычным для такого небольшого и компактного поселения, насчитывавшего всего восемь хозяйств. Можно предположить, что это остатки более древнего поселения, существовавшего ранее при погосте, может быть, именно здесь и стояла вторая церковь, последнее упоминание о которой относится к 1746г.
В пояснительной надписи к плану сказано, что господский деревянный дом Волкова находился в Ямкине. Там была деревянная церковь Рождества Христова, поселение состояло из двадцати крестьянских дворов, что вдвое больше, чем в Воскресенском, где за столетие их количество даже уменьшилось. С чем было связано такое падение значимости этого села, остаётся непонятным. Это подтверждается и фактом включения его в общую дачу с Ямкиным. Кроме упоминаемой проезжей дороги, от села Воскресенское отходило ещё две дороги в северном направлении к пустошам и Большой Стромынской дороге.
В начале 1810-х годов Воскресенское переходит в собственность действительного тайного советника, «камергера и кавалера» князя Ивана Петровича Тюфякина. В Московскую палату Гражданского суда было в 1813г. подано прошение на выдачу ему под залог денег. В качестве залога было представлено его недвижимое имение, состоящее в селе Воскресенском из девяти деревень - Пашуковой, Пятковой, Авдотьиной, Мызиной, Жилиной, Горках, Алексеевой и Дядькиной.
В 1833г. в Московскую Духовную Консисторию поступило прошение об отмежевании части земли «из дачи села Воскресенского» под постройку новой церкви. Поданное прошение о выделении земли для строительства церкви рассматривалось в Богородском суде через доверенного князя Тюфякина - бургомистра Кондратия Пенкина. Под саму церковь было выделено из помещичьей земли I десятина, и кроме того, 3 десятины под усадьбу церковнослужителей.
В том же 1833г. священник Покровской церкви с прихожанами подали прошение о строительстве нового каменного храма. Основная часть необходимой суммы была пожертвована богородскими купцами. Вновь выстроенный храм освятили во имя Покрова Богородицы.
Здание представляет своеобразный и довольно редкий для сельской местности образец культового здания в стиле ампир. Оно имеет традиционную трёхчастную осевую композицию, состоящую из собственно церкви, трапезной и колокольни. Её архитектурные формы выглядят несколько суховато, и это впечатление усиливается из-за соседства очень живописной, даже в своём полуразрушенном виде, деревянной Покровской церкви.
Род Тюфякиных прекратился со смертью в 1845 году бездетного Петра Ивановича, и Воскресенское покупает действительный тайный советник В. В. Долгорукий, который также не имел здесь никаких интересов, кроме хозяйственных. Ещё когда встал вопрос о постройке новой каменной церкви, одной из причин необходимости в этом было ветхое состояние старой церкви. Но, видимо, оно не было столь уж вопиющим, так как её ремонт долгое время откладывался из-за отсутствия средств. Новый помещик также не выделил для этого денег, и встал вопрос о её сносе. Лишь щедрые пожертвования богородских купцов Федотова и Шашенкова спасли древний храм от уничтожения. Церковь была капитально отремонтирована.
Над всей церковью были переделаны кровли с покрытием их железом, расширены окна трапезной и дверные проёмы, стены снаружи обшиты тёсом. Кроме того, галерея, окружавшая здание с трёх сторон, была несколько укорочена (с южной стороны), перед входом на галерею сделано новое крыльцо с лестницей. Консоли, держащие галерею, усилены врытыми в землю столбиками. Все эти переделки довольно сильно изменили древний вид памятника, но предохранили его от дальнейшего разрушения. Вероятно, тогда же была сломана колокольня.
В 1856г. отремонтированная церковь была переосвящена, получив название Вознесенской (вероятно по подошедшему празднику) и превращена из приходской в кладбищенскую. Служба стала производиться в новом каменном храме. Вокруг старой церкви появилась новая ограда, взамен старой простой изгороди, с южной стороны которой были устроены лавки, от которых сохранились лишь руины. В 1863 году была обнесена оградой с двумя воротами («святыми» - восточными и южными) и новая церковь. Между кирпичными столбами ограды на невысоком цоколе установлены металлические решётки. Массивные пилоны «святых» ворот поддерживают высокую арочную перемычку, несущую круглый барабан с главкой. По сторонам ворот находятся две калитки. В северо-западном углу кладбища находится одноэтажная кирпичная сторожка.
При церкви в середине XIX века была выстроена церковноприходская школа, сохранившаяся до настоящего времени. Она расположена восточнее комплекса, на довольно значительном расстоянии от храмов. Она представляет собой одноэтажное оштукатуренное здание, выстроенное в стиле позднего классицизма. Неподалёку от неё стоит небольшая кирпичная постройка - бывшая сторожка, принадлежавшая школе.
Жизнь села Воскресенского, не отличавшаяся какими-либо заметными событиями до середины XIX века, с этого времени значительно изменилась. Это было связано с теми общими переменами, которые произошли в русской деревне и особенно в Богородском уезде, никогда не имевшего благоприятных условий для развития сельского хозяйства. Здесь, ввиду его низкой рентабельности, крестьяне быстрее, чем в других уездах, начинают искать другие сферы деятельности. Наряду с развитием крупных производств и возникновением промышленных центров, куда стягивалась основная рабочая сила, начинают возникать совсем небольшие фабричные заведения, где вначале было занято всего несколько человек одной или нескольких семей. Очень часто производство располагалось прямо в доме или специально построенной для этого «светлице». Особенно много таких заведений было связано с изготовлением шёлка и бархата, так как технологический процесс при этом не требовал какой-либо значительной кооперации.
В конце XIX века Воскресенское превратилось в один из центров мелкой промышленности Богородского уезда: число фабрик там значительно увеличилось: 18 шёлковых и бархатных и 3 шерстяных.
В 1857г. половину села Воскресенское с частью земли у Долгоруковых купили купцы Соловьёвы, в связи с чем было произведено размежевание, отражённое в соответствующих документах. Этими же купцами годом раньше была приобретена часть земель при деревне Дядькиной. В дальнейшем к ним присоединялись и другие земли, составившие к началу XX века значительное владение, включавшее разные угодья. В самом селе Соловьёвыми была при церкви выстроена богадельня, содержащаяся также за их счёт, и земская школа.6
Приобретённые этими купцами и предпринимателями обширные владения получили название «имение Власово». Оно было застраховано в Московском земельном банке, в связи с чем производилось его подробное описание. Там сказано, что имение расположено при селе Воскресенском, деревнях Пашуковой, Пятковой, Авдотьиной и Дядькиной. В имении числилось более 2876 десятин земли, кроме того, часть земли (72 десятины) сдавалась им в аренду купцам Четвериковым. Как сказано в оценочной ведомости, центральное ядро имения «Власово» находилось в старинной барской усадьбе, расположенной на правом возвышенном берегу реки Вори.
Перечислены постройки этой усадьбы, включавшие барский дом, флигели, служебные и хозяйственные строения. При усадьбе был парк. Основную же ценность имения составлял лес, продававшийся на дрова и приносивший большой доход. На берегу Вори, неподалёку от Бирлюковской пустыни купцами Соловьёвыми была выстроена шелкоткацкая фабрика, состоявшая из нескольких кирпичных корпусов.
Сведения о селе Воскресенском и окружающих селениях, относящиеся к первому десятилетию XX века, носят лишь отрывочный и в основном статистический характер. Так, в справочнике Пенкина (1911 год) приведены такие сведения: «в Воскресенском было 103 крестьянских двора, в Мишукове - 48, в Новой - 52, в Пашукове - 65, в Дядькине - 84». В Воскресенском уже давно не было никакого господского строения. Здесь на средства Соловьёва было выстроено земское училище, богадельня и больница.
В 1930-х годах Покровская церковь была закрыта, служба в ней долгое время не производилась; от полного разграбления её спасли лишь самоотверженные действия бывших церковнослужителей.
Церкви Вознесения и Покрова доминируют в застройке села и его окрестностей, обрамленных со всех сторон лесами, и вызывают восхищение своей органичной связью с традиционными постройками села и окружающего их ландшафта.

1 Холмогоров В., Холмогоров Г., Исторические материалы о церквах и сёлах XVI-XVIII ст. Московской епархии, вып. 6, стр. 9.
2 Холмогоровы, ук. соч.стр. 9.
3 Скворцов Н. Уничтоженные в Богородском уезде церкви («Московские церковные ведомости», № 38 1901).
4 Эта челобитная приведена в «Церковной летописи», хранящейся в церкви села Воскресенского и воспроизведена в Материалах к проекту реставрации (BЛHPЛ №235/16).
5 Холмогоровы, ук. соч.
6 Шрамченко А. П. Справочная книжка Московской губернии, 1890.

 FKR Gosadmteh  Rabota-Rossii Strelka CRB ufms mvd
eirc mfc  logoPodmoskov-Nashe  IFNS  Rosreestr