Профессия оценщик. Основные требования к качеству образования и профессиональному уровню будущих государственных оценщиков и экспертов стоимости проблемных объектов народнохозяйственного значения Эксперт оценщик требования к квалификации

Подробности

Попасть в профессию специалиста по оценке не так-то просто. Есть обязательные требования к оценщикам. И мало того – требования к оценщикам недвижимости одни, а к специалистам в области оценки ювелирных украшений другие. Но обо всем по порядку.

Знания оценщика нужны там, где заключается сделка с собственностью. Ведь в деятельности человека практически оценивается все – земельные владения и компьютерная техника, а также интеллектуальная собственность.

Базовые требования к оценщику

Все сказанное приводит к тому, что работодатель выдвигает определенные требования к оценщику:

  1. Наличие диплома о высшем образовании, а также свидетельства о прохождении курсов переквалификации.
  2. Для получения престижного места необходим опыт работы в данной сфере, в противном случае можно устроиться на должность младшего оценщика.
  3. Опыт работы связан с также с умением составлять отчеты для аудиторов и банков.
  4. Современный специалист любой отрасли не обходится без знания персонального компьютера.

Можно добавить в этот перечень и наличие не только общих знаний, но и узко специальных. Перечень продолжает и качества, связанные с личной жизнью специалиста, так, например, возможность ездить в длительные командировки.

Обязательные требования к оценщику связаны с несколькими аспектами:

  • наличие высшего юридического или экономического образования;
  • понимание функционирования бизнеса;
  • умение пользоваться знаниями в своей области, а также определенными методами и подходами, в частности, затратным, сравнительным и доходным;
  • знание законодательства в сфере оценки;
  • владение английским языком на письменном уровне.

Требования к оценщикам недвижимости

Если рассматривать деятельность специалиста по оценке в более узких сферах, то можно выделить специфическую область компетентности оценщика, в частности, специалиста, по оценке недвижимости. Услугами этого оценщика пользуются при оформлении:

  • приобретаемой или продаваемой квартиры, дома;
  • ипотеки на приобретении жилья.

При этом специалист должен владеть знаниями в области права, а именно законами, которые действуют в данной области, так как, он, проанализировав рынок недвижимости и сопоставив оформляемый аспект с другими, рассчитывает стоимость и выдает клиентам окончательное решение на основе законодательства.

Обязательным требованием к оценщику, который занимается оформлением недвижимости является знание экономики, и региональной, в частности. Риелтор обладает определенной базой экономических и юридических законов, ведь от этого зависит цена недвижимости.

Если рассматривать деятельность оценщика недвижимости однобоко, то можно представить следующую картину: клиент спрашивает: «Сколько», риелтор называет определенную сумму. Оценщик же – то лицо, которое проработало этот вопрос с учетом рисков, амортизации жилья, его престижа, наличия рисков и многого другого.

  • в работе государственных учреждениях;
  • в муниципальных компаниях;
  • в банковской сфере;
  • в компаниях, которые работают в сфере страхования»
  • в деятельности аудиторских компаний.

Требования, предъявляемые к оценщику

К человеку, который трудится в соответствующих организациях, предъявляются определенные требования.

Последние редакции Закона РФ четко говорят о том, что требования, предъявляемые к оценщику, немного усложнились:

  1. Оценщиком может работать только человек со специальным образованием.
  2. Он может заниматься специфической деятельностью в частной фирме или же государственном учреждении.
  3. Специалист данной сферы должен быть членом профильной организации, которая регулирует деятельность своих членов и входит в Национальный совет оценщиков.

Специалист оценочной деятельности является универсальным, потому что он выступает как человек, который использует знания из нескольких областей, в частности:

  • Маркетолог, так как, оценщику нужно работать с различными базами данных.
  • Ему нужно быть немного математиком и экономистом, потому как без знания формул из области точной науки не выполнятся расчеты.
  • Оценщик оформляет документы, значит, он должен владеть определенной юридической базой.

Требования к образованию оценщика

Оценщик - специалист, которому нужны определенные знания, но в РФ очень мало вузов, которые готовят специалистов данного профиля. Поэтому путь в профессию будет длинным: окончание экономический или юридический факультета вуза, а затем курсов оценщиков.

Требования, предъявляемые к оценке и оценщику

Жизнь выдвинула потребность в новой профессии оценщика, она выдвигает определенные требования, предъявляемые к оценке и оценщику. Оценку имущества должен проводить грамотный специалист, который обладает определенным уровнем профессиональных знаний.

Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих (ЕКС), 2019
Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих
Разделы «Общеотраслевые квалификационные характеристики должностей работников, занятых на предприятиях, в учреждениях и организациях » и «Квалификационные характеристики должностей работников, занятых в научно-исследовательских учреждениях, конструкторских, технологических, проектных и изыскательских организациях », утвержденные Постановлением Минтруда РФ от 21.08.1998 N 37
(редакция от 15.05.2013)

Механик

Оценщик

Должностные обязанности. Осуществляет на основании лицензии оценочную деятельность, направленную на установление в отношении объектов оценки рыночной или иной стоимости. Выявляет потребность в услугах по оценке объектов оценки, осуществляет деловые контакты, ведет переговоры с клиентами, заключает и оформляет договоры с заказчиками о проведении оценки объекта оценки в соответствии с установленной формой, следит за соблюдением условий, предусмотренных заключенными договорами. Анализирует информацию об объекте оценки для проведения правовой экспертизы, установления параметров его конкурентоспособности, влияющих на его стоимость. Составляет точное описание объекта оценки, определяет методы проведения оценки в соответствии со стандартами оценки, устанавливает основные ценообразующие факторы, влияющие на стоимость объекта оценки, изучает рынок и стоимость аналогичных объектов. Обосновывает использование стандартов оценки, методов ее проведения, принятые при проведении оценки допущения, проводит необходимые расчеты. Определяет итоговую величину стоимости объекта оценки, а также ограничения и пределы применения полученного результата. В случае определения при проведении оценки объекта оценки не рыночной, а иных видов стоимости, устанавливает критерии оценки и причины, затрудняющие определение рыночной стоимости объекта оценки. Своевременно составляет и передает заказчику отчет об оценке объекта оценки в соответствии с установленными требованиями к его форме и содержанию. Проводит обязательную оценку объектов оценки в случае вовлечения в сделку объектов оценки, принадлежащих полностью или частично Российской Федерации, субъектам Российской Федерации либо муниципальным образованиям. Проводит оценку объекта оценки, в том числе повторную, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, на основании определения суда, а также по решению уполномоченного органа. Предоставляет по требованию заказчика нормативные и иные документы об оценочной деятельности, документы об образовании, подтверждающие получение оценщиком профессиональных знаний в области оценочной деятельности, а также в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, копии хранящихся отчетов или информацию из них правоохранительным, судебным, иным уполномоченным государственным органам либо органам местного самоуправления по их законному требованию. Осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации страхование гражданской ответственности, обеспечивающее защиту прав потребителей услуг оценщиков. Консультирует клиентов о действующем законодательстве, регулирующем оценочную деятельность, а также нормативно-правовых требованиях, которыми необходимо руководствоваться при определении стоимости объектов оценки. Привлекает на договорной основе к участию в проводимой работе иных оценщиков либо других специалистов. Обеспечивает сохранность документов, получаемых от заказчика и третьих лиц в ходе проведения оценки, соблюдает конфиденциальность информации, полученной от заказчика, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Должен знать: законодательные и нормативные правовые акты, регулирующие оценочную деятельность в Российской Федерации; руководящие и методические материалы, регламентирующие порядок оценки объекта оценки; стандарты оценки для определения соответствующего вида стоимости объекта оценки; методы проведения оценки объектов оценки и установления цены сделки; порядок заключения договора между оценщиком и заказчиком; законодательные и нормативные акты по налогообложению; таможенные правила; этику делового общения; правила проведения переговоров с клиентами; основы статистики; организацию бухгалтерского учета и анализа хозяйственной деятельности; правила пользования вычислительной техникой, средствами связи и коммуникаций; передовой отечественный и зарубежный опыт в области оценочной деятельности; порядок составления установленной отчетности; основы трудового законодательства.

Требования к квалификации.

Оценщик: высшее профессиональное образование и дополнительная подготовка в области оценочной деятельности, без предъявления требований к стажу работы по специальности.

Утвержден

Приказом Минэкономразвития
от «__ »___________ 2008 г.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОЦЕНКИ «ОБРАЗОВАНИЕ И КВАЛИФИКАЦИЯ ОЦЕНЩИКА» (ФСО № _)

(Вариант Б1 от 01.01.2001 г.)

1. Системы образования и сертификации в области оценочной деятельности .

1.1. Структура системы высшего и дополнительного (к высшему) профессионального образования в области оценочной деятельности представляет собой совокупность:

Государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования по экономическим, управленческим и техническим специальностям со специализацией в области оценочной деятельности;

Федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (третьего поколения) по экономическим, управленческим и техническим направлениям с профилем подготовки магистров в области оценочной деятельности;

Государственных (в том числе федеральных) требований к дополнительному (к высшему) профессиональному образованию в области оценочной деятельности, включая профессиональную переподготовку и повышение квалификации;

- «Общероссийского классификатора профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов» (в разрезе должностей оценщиков);

Квалификационных характеристик должностей руководителей, специалистов и служащих, содержащих должностные обязанности и требования, предъявляемые к уровню знаний, стажу и квалификации руководителей, специалистов и служащих, вводимых «Квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих» (в разрезе должностей оценщиков);

Органов, осуществляющих регулирование, управление и контроль в сфере оценочной деятельности, включая Национальный совет по оценочной деятельности, и подведомственных (подконтрольных) им учреждений, организаций и предприятий;

Организаций, осуществляющих оценочную деятельность и аттестационных комиссий, создаваемых на этих предприятиях.

2. Требования к документам об образовании, подтверждающим получение профессиональных знаний в области оценочной деятельности.

2.1. Документом об образовании, необходимым для принятия физического лица в члены саморегулируемой организации оценщиков, зарегистрированной в едином государственном реестре саморегулируемых организаций оценщиков, и подтверждающим получение профессиональных знаний в области оценочной деятельности, является:

а) диплом государственного образца о высшем профессиональном образовании, подтверждающий присвоение квалификации (степени) «магистр» по направлениям: экономика, в том числе прикладная, менеджмент, техника и технологии с профилем подготовки в области оценочной деятельности;

б) или диплом государственного образца о высшем профессиональном образовании, подтверждающий присвоение квалификации (степени) «специалист» по экономическим, управленческим или техническим специальностям со специализацией в области оценочной деятельности;

в) или диплом государственного образца (1) о дополнительном (к высшему) образовании, подтверждающий присвоение дополнительной квалификации «Мастер делового администрирования - Master of Business Administration (MBA)» с функциональной специализацией в области оценочной деятельности;

г) или диплом государственного образца о дополнительном (к высшему) образовании, подтверждающий присвоение дополнительной квалификации «Оценщик стоимости предприятия (бизнеса)» (2^);

д) или диплом государственного образца (1) о дополнительном (к высшему) образовании, подтверждающий профессиональную переподготовку по программам «оценка предприятий (бизнеса)» " ,

е) или диплом государственного образца (1) о дополнительном (к высшему) образовании, подтверждающий профессиональную переподготовку по программам «оценка стоимости недвижимости», «оценка стоимости машин, оборудования и транспортных средств», «оценка стоимости Драгоценных камней и ювелирных изделий», «оценка стоимости и т. д., и т. п.» (2). Диплом по настоящему пункту дает право только на выполнение оценки объектов оценки в соответствии со специализацией переподготовки.

2.2. Для получения дипломов по подпунктам г)-е) пункта 2.1. настоящего стандарта физическое лицо должно пройти профессиональную переподготовку в соответствии с «Государственными требованиями к профессиональной переподготовке оценщиков в Российской Федерации» (3\

2.3. Для получения диплома по подпункту в) пункта 2.1. настоящего стандарта физическое лицо должно пройти профессиональную переподготовку в соответствии с «Государственными требованиями к минимуму содержания и уровню требований к специалистам для получения дополнительной квалификации "Мастер делового администрирования - Master of Business Administration (MBA)» (\

2.4. Государственные требования по пунктам 2.2. и 2.3. настоящего стандарта утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое

регулированию в сфере образования, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование оценочной деятельности.

2.5. Документом об образовании, подтверждающим обязательное периодическое повышение квалификации оценщика в области оценочной деятельности, является свидетельство государственного образца (1). Содержание, нормативная трудоемкость и периодичность освоения обязательных программ повышения квалификации устанавливаются Национальным советом по оценочной деятельности.

2.6. Дипломы по подпунктам в)-е) пункта 2.1. настоящего стандарта недействительны без диплома о высшем профессиональном образовании.

2.7. Свидетельство по пункту 2.5. недействительно без диплома по пункту 2.1. настоящего стандарта.

Примечания к разделу 2.

(1) - см. п.7, п.28 постановления Правительства РФ № 000 от 01.01.2001 г. в редакции от 14.02.2008 г.;

(2) - см. приказ Минобра от 01.01.2001г. № 000;

(3> -утверждены Минобром 12.05.2000г., согласованы Минимуществом 19.04.2000 г. № СМ - 14/6174; предполагается, что в новой редакции;

(4> - в новой редакции от 01.01.2001 г., см. приказ Минобрнауки от 01.01.2001 г. №40.

3. Требования к образовательной подготовке оценщика.

3.1. Оценщик должен получить профессиональные знания в области оценочной деятельности в высшем учебном заведении, прошедшем лицензирование и государственную аккредитацию образовательных программ по подготовке оценщиков.

3.2. Оценщик в процессе обучения должен освоить в основных образовательных программах высшего профессионального образования и в дополнительных к высшему профессиональных образовательных программах по всей образовательной траектории подготовки оценщика:

Математические дисциплины, включая информатику, экономическую и вычислительную математику, - в объеме не менее 720 академических часов (20 зачетных единиц);

Экономические и управленческие дисциплины - в объеме не менее 720 академических часов (20 зачетных единиц);

Юридические дисциплины - в объеме не менее 180 академических часов (5 зачетных единиц);

3.3. Оценщик в процессе обучения по дополнительным профессиональным образовательным программам для получения дополнительной квалификации в области оценочной деятельности должен освоить эти программы в объеме не менее 1260 академических часов.

3.4. Оценщик в процессе обучения по основным образовательным программам высшего профессионального образования для получения степени «магистр» по профилю в области оценочной деятельности должен освоить дисциплины профессионального цикла магистерской программы по этому профилю в объеме не менее 35 зачетных единиц.

3.5. Освоение основных образовательных программ высшего профессионального образования дополнительных к высшему профессиональных образовательных программ завершается обязательной итоговой государственной аттестацией.

3.6. Лица, обучающиеся в не имеющих государственной аккредитации высших учебных заведениях или успешно окончившие их, имеют право на текущую и итоговую государственную аттестацию в высших учебных заведениях, имеющих государственную аккредитацию, на условиях экстерната.

4. Единые квалификационные категории и звания оценщиков.

Настоящим стандартом устанавливаются следующие единые для всех оценщиков Российской Федерации квалификационные категории и соответствующие им квалификационные звания:

Квалификационное звание

Младший оценщик

Старший оценщик

4. Четвертая

Ведущий оценщик

Оценщик - эксперт

Оценщик- консультант

7. Седьмая (высшая)

Оценщик высшей квалификации

1 - в соответствии с фасетом 12 «Общероссийского классификатора профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов».

5. Требования к оценщику для получения квалификационной категории (звания).

Настоящим стандартом устанавливаются следующие требования к оценщику для получения квалификационной категории (звания):

требования к квалификации образования и к профессиональным знаниям в области оценочной деятельности;

требования к общему стажу работы в области оценочной деятельности;

требования к стажу работы в предыдущей квалификационной категории;

требования к профессиональной компетенции, то есть к личной способности и опыту оценщика оценивать определенные объекты оценки;

дополнительные требования к оценщику для получения высших (5-7) квалификационных категорий (званий).

5.1. Требования к оценщику для получения первой квалификационной категории:

к стажу работы в предыдущей квалификационной категории: требований нет;

к профессиональной компетенции: способность и опыт определять полную восстановительную стоимость с целью переоценки.

5.2. Требования к оценщику для получения второй квалификационной категории:

к квалификации образования: любой диплом по пункту 2.1. настоящего стандарта;

к общему стажу работы в области оценочной деятельности: не менее одного года;

к стажу работы в предыдущей квалификационной категории: не менее одного года;

к профессиональной компетенции: способность и опыт оценивать объекты по предыдущей категории, а также новые стандартные квартиры, дома и простые коттеджи; простые здания и помещения, завершенные строительством; простые сооружения и передаточные устройства; земельные участки ; зеленые насаждения и благоустройства территории; авто - и железнодорожный транспорт ; машины и оборудование.

5.3. Требования к оценщику для получения третьей квалификационной категории:

К квалификации образования: любой диплом по пункту 2.1. настоящего стандарта;

к общему стажу работы в области оценочной деятельности: не менее трех лет; к стажу работы в предыдущей квалификационной категории: не менее одного года;

к профессиональной компетенции: способность и опыт оценивать объекты по предыдущей категории, в том числе в сложных и нестандартных случаях, а также элитные квартиры и дома; дорогие коттеджи; объекты недвижимости , представляющие историческую ценность; объекты не завершенные строительством.

5.4. Требования к оценщику для получения четвертой квалификационной категории:

к квалификации образования: любой диплом по пункту 2.1., кроме диплома по

подпункту е) пункта 2.1. настоящего стандарта;

к общему стажу работы в области оценочной деятельности: не менее пяти лет;

к стажу работы в предыдущей квалификационной категории: не менее одного

к профессиональной компетенции: способность и опыт оценивать объекты по

мелкие и средние предприятия, пакеты их акций и долей; нематериальные активы

5.5. Требования к оценщику для получения пятой квалификационной категории:

к квалификации образования: любой диплом по пункту 2.1., кроме дипломов по подпунктам д) и е) пункта 2.1., настоящего стандарта;

к общему стажу работы в области оценочной деятельности: не менее семи лет; к стажу работы в предыдущей квалификационной категории: не менее двух лет; к профессиональной компетенции: способность и опыт оценивать объекты по предыдущей категории, в том числе в сложных и нестандартных случаях, а также крупные предприятия , пакеты их акций и долей; месторождения, лицензии на разработку месторождений; морские и речные суда, самолеты и вертолеты , отнесенные к недвижимости.

5.6. Требования к оценщику для получения шестой квалификационной категории:

к общему стажу работы в области оценочной деятельности: не менее девяти лет; к стажу работы в предыдущей квалификационной категории: не менее двух лет; к профессиональной компетенции: способность и опыт оценивать объекты по предыдущей категории, в том числе в сложных и нестандартных случаях, а также крупнейшие предприятия (включая банки, страховые, инвестиционные и финансовые компании) и холдинги, пакеты их акций и долей; разрабатывать рекомендации и давать консультации по управлению стоимостью.

5.7. Требования к оценщику для получения седьмой (высшей) квалификационной категории:

к квалификации образования: диплом по подпунктам а) или в) пункта 2.1. настоящего стандарта;

к общему стажу работы в области оценочной деятельности: не менее одиннадцати лет;

К стажу работы в предыдущей квалификационной категории: не менее двух лет; к профессиональной компетенции: способность и опыт оценивать любые объекты любой сложности, разрабатывать рекомендации и давать консультации по управлению стоимостью, в том числе в сложных и нестандартных случаях.

5.8. Дополнительные требования к оценщику для получения высших (5-7) квалификационных
категорий (званий).


Способность и опыт выполнения экспертизы отчетов об оценке (1)

Педагогическая деятельность^ часов в год, не менее^

Научная деятельность^

Ученая степень

выполненных оценщиками 1-4 категорий.

Не менее 3 публикаций

выполненных оценщиками 1-5 категорий.

Не менее 5 публикаций, руководство аспирантами и соискателями

Кандидат или доктор наук

7. Седьмая (высшая)

выполненных оценщиками 1-7 категорий.

Не менее 10 публикаций, руководство аспирантами и соискателями

Кандидат или доктор наук

(1) - не входит в компетенцию оценщиков 1-4 категорий;

(2) - в области оценочной деятельности;

(3) - ежегодно, на протяжении 3-ех предшествующих лет.

6. Порядок присвоения оценщику квалификационной категории (звания).

6.2. Порядок проведения сертификации оценщиков и порядок присвоения квалификационных категорий (званий) регламентируются нормативными документами Национального совета по оценочной деятельности.

6.3. Квалификационные категории (звания) присваиваются оценщикам решением Национального совета по оценочной деятельности по представлению специально созданной сертификационной организации и/или решением этой организации.

6.4. Квалификационные категории и звания присваиваются оценщикам последовательно.

6.5. Документом, подтверждающим присвоение оценщику квалификационной категории (звания), является квалификационный сертификат. Срок действия сертификата - 5 лет.

7. Заключительные положения.

7.3. Подпункты б) и д) пункта 2.1. настоящего федерального стандарта оценки утрачивают силу с 01 января 2011 года.

Приложение.

Понятия и определения.

Аттестация специалистов - процедура определения квалификации, практических навыков, деловых качеств специалистов и установления их соответствия или несоответствия занимаемой должности в организации.

Квалификация образования - документ о присвоении степени, диплом или иное свидетельство, выданное полномочным органом и удостоверяющее успешное завершение программы образования.

Квалификация специалиста - степень профессиональной подготовленности к выполнению конкретных видов работы, определяемая наличием знаний, умений, профессиональных навыков , опыта. Квалификация специалиста устанавливается в виде категории.

Профессиональная компетенция - личная способность и опыт специалиста решать определенный класс профессиональных задач. Также под компетенцией понимают формально описанные требования к личностным, профессиональным и другим качествам специалиста. В этом понимании компетенции используются при сертификации персонала.

Оценщик - физическое лицо - специалист в области оценочной деятельности, соответствующее требованиям Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», в частности, получившее необходимые профессиональные знания в области оценочной деятельности;

Профессиональные знания в области оценочной деятельности - высшее профессиональное и/или дополнительное к высшему профессиональное образование, полученное физическим лицом в результате освоения образовательных программ высшего профессионального образования и/или программ профессиональной переподготовки (на базе высшего профессионального образования) в области оценочной деятельности;

Сертификация специалистов - установление соответствия квалификации специалистов требованиям отечественных и/или международных стандартов.

Специалист - работник, умственный труд которого отличается профессиональной содержательностью, сложностью и интеллектуальностью; требует специального образования.


МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ТОРГОВЛИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(МИНЭКОНОМРАЗВИТИЯ РОССИИ)

https://pandia.ru/text/78/330/images/image003_54.gif" width="87" height="2 src=">Об утверждении федерального стандарта оценки

оценщиков (ФСО N

"Образование и квалификация

В целях реализации положений Федерального закона от 01.01.01 года N 157-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 31, ст.3456), в соответствии с пунктом 5.2.5 Положения о Министерстве экономического развития и торговли Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01.01.01 года N 443 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 36, ст.3670; 2005, N 22, ст.2121; 2006, N И, ст. 1182; N 16, ст.1743, ст.1744; N 18, ст.2005; N 22, ст.2333; N 32, ст.3569, ст.3578; 2007, N 22, ст.2642),

приказываю:

1. утвердить федеральный стандарт оценки "Образование и квалификация оценщиков (ФСО N _)" (Приложение 1);

обратиться в Минздравсоцразвития с предложением о внесении изменений «Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов служащих» в части должностей оценщиков (Приложение 3); обратиться в Ростехрегулирование с предложением о внесении изменений «Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих тарифных разрядов» ОК 016-94 в части должностей оценщиков (Приложение 4); обратиться в Ростехрегулирование с предложением о внесении изменений

«Общероссийский классификатор занятий» ОК 010-93 в части занятий оценщиков (Приложение 5).

Приложение 3.

приказом Министерства здравоохранения

от. .2008 г. N

Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов организаций, осуществляющих оценочную деятельность

ОЦЕНЩИК

Должностные обязанности. Осуществляет оценочную деятельность в соответствии с требованиями Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», направленную на установление в отношении объектов оценки рыночной или иной стоимости. Осуществляет деловые контакты, ведет переговоры с клиентами, оформляет договоры с заказчиками о проведении оценки объекта оценки в соответствии с установленной формой, следит за соблюдением условий, предусмотренных заключенными договорами. Анализирует информацию об объекте оценки для проведения правовой экспертизы, установления параметров его конкурентоспособности, влияющих на его стоимость. Составляет точное описание объекта оценки, определяет методы проведения оценки в соответствии со стандартами оценки, устанавливает основные ценообразующие факторы, влияющие на стоимость объекта оценки, изучает рынок и стоимость аналогичных объектов. Обосновывает использование стандартов оценки, методов ее проведения, принятые при проведении оценки допущения, проводит необходимые расчеты. Определяет итоговую величину стоимости объекта оценки, а также ограничения и пределы применения полученного результата. В случае определения при проведении оценки объекта оценки не рыночной, а иных видов стоимости, устанавливает критерии оценки и причины, затрудняющие определение рыночной стоимости объекта оценки. Своевременно составляет и передает заказчику отчет об оценке объекта оценки в соответствии с установленными требованиями к его форме и содержанию. Проводит обязательную оценку объектов оценки в случае вовлечения в сделку объектов оценки, принадлежащих полностью или частично Российской Федерации, субъектам Российской Федерации либо муниципальным образованиям . Проводит оценку объекта оценки, в том числе повторную, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, на основании определения суда, а также по решению уполномоченного органа. Предоставляет по требованию заказчика нормативные и иные документы об оценочной деятельности, документы об образовании, подтверждающие получение оценщиком профессиональных знаний в области оценочной деятельности, а также в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, копии хранящихся отчетов или информацию из них правоохранительным, судебным, иным уполномоченным органам. Осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации страхование своей гражданской ответственности , обеспечивающее защиту прав потребителей услуг оценщиков. Консультирует клиентов о действующем законодательстве, регулирующем оценочную деятельность, а также нормативно-правовых требованиях, которыми необходимо руководствоваться при определении стоимости объектов оценки. Обеспечивает сохранность документов, получаемых от заказчика и третьих лиц в ходе проведения оценки, соблюдает конфиденциальность информации, полученной от заказчика. Должен знать: законодательные и нормативные правовые акты , регулирующие оценочную деятельность в Российской Федерации; руководящие и методические материалы, регламентирующие порядок оценки объекта оценки; стандарты оценки для определения соответствующего вида стоимости объекта оценки; методы проведения оценки объектов: ценза н установления цены сделки; порядок заключения договора между оценщиком и законодательные и нормативные акты по налогообложению; таможенные правила делового общения; правила проведения переговоров с клиентами; основы статистики;

от. .2008 г. N???-ст

ИЗМЕНЕНИЕ??/2008 ОКПДТР

ОБЩЕРОССИЙСКИЙ КЛАССИФИКАТОР ПРОФЕССИЙ РАБОЧИХ, ДОЛЖНОСТЕЙ СЛУЖАЩИХ И ТАРИФНЫХ РАЗРЯДОВ

ОК 016-94

Дата введения 2008-??-?? с правом досрочного применения


Наименование должности

Код катего­рии

Код по ОКЗ

АННУЛИРОВАТЬ

Оценщик (введен Изменением N 2/99 ОКПДТР, утв. Госстандартом РФ)

Оценщик интеллектуальной собственности (введен Изменением N 2/99 ОКПДТР, утв. Госстандартом РФ)

ВКЛЮЧИТЬ

Помощник оценщика

Младший оценщик

Старший оценщик

Ведущий оценщик

Главный оценщик

Начальник отдела (департамента) оценки стоимости, его заместитель

Генеральный директор (директор) оценочной организации, его заместитель по оценочной деятельности

Приложение 5.

Проект

ИЗМЕНЕНИЕ ?7/2008 ОКЗ

ОБЩЕРОССИЙСКИЙ КЛАССИФИКАТОР ЗАНЯТИЙ

ОК 010-93

УКРУПНЕННЫЕ ГРУППЫ, ПОДГРУППЫ, СОСТАВНЫЕ И БАЗОВЫЕ ГРУППЫ ЗАНЯТИЙ

АННУЛИРОВАТЬ:

Наименование групп занятий

Специалисты среднего уровня квалификации

Оценщики

ВКЛЮЧИТЬ:

Наименование групп занятий

Специалисты высшего уровня квалификации

Оценщики

В подразделе:

ПОДГРУППА 34

СРЕДНИЙ ПЕРСОНАЛ В ОБЛАСТИ ФИНАНСОВО - ЭКОНОМИЧЕСКОЙ, АДМИНИСТРАТИВНОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

АННУЛИРОВАТЬ:

БАЗОВАЯ ГРУППА 3417

ОЦЕНЩИКИ

Оценщики проводят оценку движимого и недвижимого имущества, товарно - материальных ценностей, определяют ущерб при выплате страховки. Их обязанности включают:

Определение качества и стоимости недвижимости, промышленного оборудования ,
товаров, сырья, домашнего и личного имущества, произведений искусства, драгоценных камней и других предметов, представляемых для продажи и страхования;

Определение убытков и размера выплачиваемой по страховому полису суммы на возмещение ущерба;

Примеры профессий, входящих в данную базовую группу: оценщик, страховой оценщик.

В подразделе:

СОСТАВНАЯ ГРУППА 241. СПЕЦИАЛИСТЫ ПО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И КАДРАМ

ВКЛЮЧИТЬ

БАЗОВАЯ ГРУППА 2414 ОЦЕНЩИКИ

Оценщиками признаются физические лица, являющиеся членами одной из саморегулируемых организаций оценщиков и застраховавшие свою ответственность в соответствии с требованиями федерального законодательства.

Обязанности оценщиков включают:

Осуществление оценочной деятельности, под которой понимается профессиональная
деятельность, направленная на установление в отношении объектов оценки рыночной или иной
стоимости;

Оформление необходимой документации;

Выполнение родственных по содержанию обязанностей;

Руководство другими работниками.

К объектам оценки относятся: *

Отдельные материальные объекты (вещи);

Совокупность вещей, составляющих имущество лица, в том числе имущество определенного вида (движимое или недвижимое, в том числе предприятия);

Права требования, обязательства (долги);

Работы, услуги, информация;

Иные объекты гражданских прав, в отношении которых законодательством Российской Федерации установлена возможность их участия в гражданском обороте.

Оценщик должен иметь:

Высшее профессиональное образование со специализацией специалиста или профилем подготовки магистра в области оценочной деятельности;

Или высшее профессиональное образование и дополнительное к высшему профессиональное образование в области оценочной деятельности в соответствии с федеральным стандартом оценки № _ _ «Образование и квалификация оценщика».

Пример профессии, входящей в данную базовую группу, оценщик.

К.т.н., с.н.с.

Сегодня таких оценщиков и экспертов в стране нет, но есть уверенность, что в скором времени они обязательно появятся. Других путей преодоления многих из имеющихся проблем в оценке стоимости упомянутых в заглавии статьи объектов пока не видно.

О самых серьёзных проблемах в оценке таких активов см. [ 1 ].

Чтобы в их числе не оказались случайные, недостаточно грамотные, не по делу асоциально мотивированные, некомпетентные люди - временщики, необходимо именно сейчас, заблаговременно, подумать хотя бы об основных требованиях к их образовательному уровню и накопленному практическому опыту в оценочной деятельности (ОД).

Напомню, что к проблемным объектам относятся хозяйственные объекты, имеющие, как правило, четыре вида общей ценности (имущественно-земельную, социально-экономическую, «бумажную» и инвестиционную) и соответствующие каждой из них стоимости. В первую очередь к ним принадлежат крупные и крупнейшие предприятия, разнообразные формы их объединений; крупные отечественные и международные торговые и гостиничные сети, мощные больнично-поликлинические комплексы и т.д.

Стоимость таких объектов часто превышает миллиард рублей.

Проблемные объекты обычно не имеют рынков купли-продажи и рыночной стоимости. Для определения их справедливой стоимости пригодны только отдельные методы затратного и доходного подходов к решению оценочных задач. Методы сравнительного (рыночного) подхода к решению подобных задач, к сожалению, не применимы из-за непреодолимых трудностей в подборе подходящих аналогов.

В известной директивно-нормативно-правовой документации, в соответствующих литературных источниках, в публикациях в СМИ и в интернете можно встретить весьма запутанную и противоречивую информацию о требованиях к образовательному и профессиональному уровням оценщиков и экспертов качества результатов оценок. Оказывается, что оценщиками могут быть лица, не имеющие высшего образования, люди разных профессий и разной квалификации. Если согласиться с тем, что оценка - это в какой-то мере наука и искусство, а не только банальное умственное ремесло, то недопустимая облегчённость образовательных и профильных барьеров для входа в эту разновидность не очень простых интеллектуальных человеческих профессий налицо.

В рекламных объявлениях ВУЗов указывается, что подготавливаемые ими оценщики должны уметь оценивать стоимость любых видов собственности. Такое утверждение безусловно ошибочно. Всезнаек на свете не бывает: массовая оценка стоимости простейшей недвижимости (квартир, офисов, складов, земельных участков скромных размеров, мелких торговых точек и т.п.) - это одно, а оценка имущественно-земельных (и земельно-имущественных) комплексов проблемных объектов - это совсем другое дело.

Как следует из информации, взятой из интернета, к настоящему времени по рассматриваемому вопросу для обычных (не государственных) оценщиков требования к их образовательному уровню изложены в трёх документах, перечень которых приведен ниже [ 2 ].

«Перечень образовательных документов, требующихся оценщику для подтверждения получения профессиональных знаний в области оценочной деятельности, окончательно сформировался в нашей стране в 2003 году, с тех пор остается неизменным и регламентируется следующими основными документами:
1) Федеральный закон от 29 июля 1998 г. (ред. от 23.07. 2013 г.),
2) Требования к повышению квалификации в области оценочной деятельности (утверждены Минимуществом РФ 22 мая 2003 г. № 3Р-4/10060 и согласованы с Министерством образования РФ),
3) Временные требования к профессиональному обучению оценщиков (приняты решением Национального совета по оценочной деятельности РФ 18 ноября 2008 г.).

Упомянутые «Временные требования…» были разработаны во исполнение Указа Президента РФ от 28 декабря 2006 г. № 1474 «О дополнительном профессиональном образовании государственных гражданских служащих РФ» и Постановления Правительства РФ от 6 мая 2008 г. № 362 «Государственные требования к профессиональной переподготовке, повышению квалификации и стажировке государственных гражданских служащих РФ», введенных в действие с 1 января 2009 г.

Согласно указанным нормативным актам имеются два обязательных образовательных документа, при наличии любого из которых можно подтвердить получение знаний в области оценочной деятельности, - это диплом о высшем образовании со специализацией "Оценочная деятельность" или диплом о профессиональной переподготовке по программе "Оценка стоимости предприятия (бизнеса)" объемом не менее 800 часов. При этом в первые три года после окончания Вуза владельцам диплома о высшем образовании с оценочной специализацией достаточно одного этого документа для подтверждения своих профессиональных знаний. Во всех остальных случаях дополнительно потребуется еще и наличие других образовательных документов. Так, обладатели диплома о профессиональной переподготовке должны еще дополнительно представить диплом о высшем образовании по любой специальности. Это связано с тем, что оценщик по закону должен иметь высшее образование, но на практике может оказаться так, что лицо со средним образованием обучится и получит диплом профессиональной переподготовки. Такой специалист естественно не может быть членом СРОО и подписывать оценочные отчеты. Кроме того, по истечении 3 лет после получения дипломов по профессиональной переподготовке и о высшем образовании с оценочной специализацией необходимо будет каждые три года проходить обязательное повышение квалификации в объеме не менее 104 часов и подтверждать это соответствующим Свидетельством государственного образца».

Считаю необходимым обратить внимание читателей на замеченные несуразицы. По смыслу подчёркнутой выше фразы, претендент на профессию оценщика может иметь диплом ветеринарного врача, школьного учителя по ботанике, биолога, физика-ядерщика и т.д. На мой взгляд, это - абсурд.

Получается так, что за 800 часов из «стоматолога» можно сделать полноценного профессионального оценщика любых хозяйственных бизнес-объектов, включая проблемные. Большую нелепость придумать сложно. Не говорю даже о профессионализме многих преподавателей оценочных дисциплин, связанных с задачами определения стоимости предприятий. Откуда ему взяться? Уж точно не из комфортабельных кабинетов ВУЗов, обычно располагающихся в центральных частях больших городов!

Приведенные выше требования относятся к тем лицам, которые получали высшее образование на условиях специалитета. А как обучать и использовать в практической жизни бакалавров и магистров с оценочной специализацией? Что записывать им в дипломах о высшем образовании государственного образца?

К сожалению, вопросов больше, чем ответов, но отвечать на них всё равно придётся, жизнь заставит.

То, что допустимо в отношении объёма профессиональных знаний оценщиков стоимости простейших видов собственности, включая и коммерческую недвижимость, не может быть распространено на государственных оценщиков и государственных экспертов оценок. К последним, основные требования к их образовательному уровню должны быть более строгими и конкретными.

Полагаю, что высшее образование этой категории профессий в народном хозяйстве страны, как правило, должно быть получено в ВУЗах экономического профиля. В отдельных случаях исключения возможны, но они должны быть сравнительно редкими.

Государственными специалистами оценочного профиля могут и должны быть экономисты, финансисты, инженеры-экономисты, магистры экономики или финансов, приобрётшие специализацию по оценке предприятий (бизнеса) и смежным дисциплинам.

Например, в Финансовом университете при правительстве РФ в дипломе государственного образца магистра с оценочной специализацией производится запись: магистр экономики по программе «Оценка бизнеса и корпоративные финансы». Целесообразность объединения указанных специализаций представляется сомнительной, так как они разные и друг с другом не связаны.

Добавлю, что в ограниченном числе государственных оценщиков и экспертов оценки (эта ограниченность связана с нынешней относительной узостью фронта таких оценочных работ) лично мне хотелось бы видеть кандидатов и докторов экономических и, в порядке исключения, технических и физико-математических наук с профессорскими учёными званиями, людей с креативным мышлением, искренних и честных защитников интересов не только заказчиков оценки, продавцов и покупателей проблемных активов, но и своего государства и общества. Кроме того, в качестве государственных оценщиков и государственных экспертов оценки желательно иметь бывших аудиторов Счётной палаты РФ, прошедших соответствующую профессиональную переподготовку по специализации «Оценка стоимости предприятий».

Все те, кто претендуют на должности государственных оценщиков и экспертов, как минимум, не должны путать между собой показатели инвестиционной ценности, рыночной капитализации и справедливой стоимости оцениваемых проблемных объектов, не должны быть ретроградами, догматиками, начётчиками в своём важном деле, не допускать, избегать применения тех методов различных оценочных подходов к решению конкретных задач, которые не пригодны для выполнения порученной им оценочной работы. При оценке справедливой стоимости проблемных объектов никто и никогда не должен применять повсеместно используемый для этих целей сегодня метод дисконтирования ожидаемых в будущем чистых денежных потоков (метод ДДП - DCF ), не предназначенный для решения подобных задач. Более подробно этот вопрос рассмотрен в [ 3 ].

Инструментарий метода ДДП должен использоваться только в тех случаях, когда в расчётах фигурируют те или иные разновременные будущие (ожидаемые, прогнозируемые) денежные потоки (ДП), например, в расчётах экономического эффекта различных инвестиционных проектов, сроков возвратности и экономических результатов выданных кредитов и т.д. Для решения задач определения справедливой стоимости проблемных предприятий, когда использование в соответствующих расчётах разновременных будущих ДП не предусматривается, этот метод не пригоден.

Претендующие на должности государственных оценщиков и экспертов должны иметь стаж работы по оценке стоимости крупных хозяйственных объектов не менее 5 лет и предъявить послужной список - соответствующие справки о наиболее важных из выполненных оценочных работ.

Кроме того, очень важно, чтобы эти люди по своему жизненному опыту могли выбрать для себя наиболее подходящее направление специализации своей будущей государственной оценочной деятельности. Желательно, чтобы кто-то имел существенный по продолжительности, успешный опыт работы в энергетике или в нефтегазовом комплексе, в металлургии либо в горно-добывающей промышленности и т.д.

Прежде чем быть направленными на специальный курс повышения квалификации, претенденты на рассматриваемые должности обязаны пройти специальное собеседование с тщательно подобранными руководителями профессорско-преподавательского состава (или со специально набранной отборочной квалификационной комиссией) этого курса по вопросам понимания специфики предстоящей работы, и представить предварительно подготовленный развёрнутый реферат, в котором должны быть подробно изложены представления каждого из них о прошлом, настоящем и будущем методологии оценки стоимости проблемных объектов-активов всероссийского, транснационального и мирового значения.

Каждый представленный реферат необходимо пропустить через экспертизу на актуальность, информативность, плагиат и добросовестность. В идеальном случае такие рефераты, как диссертации, должны рассылаться на рецензирование или отзыв ведущим специалистам по выбранным темам. Важно, чтобы среди них были независимые учёные, имеющие множество публикаций по рассматриваемым направлениям знаний.

Обращаю внимание тех, кто будет заниматься этими вопросами, что курс повышения квалификации будущих государственных оценщиков и государственных экспертов желательно организовать в единственном числе в столице нашей Родины Москве с приглашением в качестве лекторов не только продвинутых отечественных, но и наиболее известных в мире оценщиков проблемных активов, в том числе и из американской компании «BLACKROCK ».

Полагаю, что продолжительность такого курса не должна быть меньше 144 учебных часов. Не вижу оснований добиваться многочисленности участников такого курса. Первое время объём работ для таких оценщиков и экспертов оценок скорее всего будет ограниченным. По мере его расширения сама жизнь заставит заниматься удовлетворением возникших потребностей, расширять круг таких специалистов.

Представляется необходимым, чтобы требования к образовательному и профессиональному уровню, а также к человеческим качествам, добропорядочности рассматриваемого контингента специалистов был не ниже соответствующих требований к аудиторам Счётной Палаты РФ.

Основная проблема в предстоящем деле видится в подборе подходящего кадрового состава научных, профессорско-преподавательских работников и наиболее эффективно действующих практиков оценки и экспертизы выдаваемых оценок для такого курса.

В настоящее время трудно назвать персон, по своим профессиональным и моральным качествам в полной мере соответствующих рассматриваемой задаче. Среди имеющихся в настоящее время докторов и кандидатов экономических и технических наук, профессоров и доцентов, специализирующихся на вопросах оценочной деятельности, ни одной яркой личности с общепризнанной харизмой, к большому сожалению, не видно (по крайней мере в научных и учебных дисциплинах в области оценки стоимости экономически важных для страны предприятий, их объединений и других проблемных активов; определённых успехов добились только те учёные и преподаватели, которые заняты в области определения стоимости земельных участков городов, посёлков, сёл и деревень, промышленности и сельского хозяйства).

Если выбирать более или менее приемлемое место организации рассматриваемого курса из всего того, что есть в стране сегодня, то считаю возможным остановиться на курсах профессиональной переподготовки и повышения квалификации оценщиков и экспертов оценок, организованных при Московском государственном строительном университете (МГСУ).

После соответствующей работы с преподавательским составом и уточнением программы и структуры преподаваемых дисциплин, эти курсы могли бы быть, на первый раз, успешно адаптированными для решения рассматриваемой задачи подготовки государственных оценщиков и государственных экспертов оценок.

В программе такого курса обязательно должно быть найдено место для мастер-классов независимых научных представителей оценочного сообщества, теоретико-методические взгляды которых отличаются от традиционных.

Выражаю твёрдую убеждённость в том, что школы оценки Финансового университета при Правительстве РФ, Государственного университета управления, Российской экономической академии им. Г.С. Плеханова, Государственного университета землеустройства, Финансово-промышленного университета «Синергия», Высшей школы экономики, Международной академии оценки и консалтинга и многие остальные столичные школы такого рода с предстоящей задачей не справятся, не говоря уже о школах оценки при Большой четвёрке международных аудиторских и консалтинговых компаний Запада, почему-то беспрепятственно работающих в нашей стране с наиболее крупными кусками нашего национального богатства.

Кстати, может ли кто-нибудь себе представить, чтобы в США и странах Европы к оценке и аудиту крупных местных компаний были допущены российские оценочные и аудиторские фирмы? Лично я вообразить себе такое не могу.

Очень бы хотелось услышать критику недостатков этой статьи, если они есть, и замечания по существу затронутой темы.

Литература

  1. Ревуцкий Л.Д. - Воронеж, // Электронный научно-практический журнал «Перспективы науки и образования», № 6, 2013. С. 220 - 228.
  2. Юридическая консультация оценщиков.
  3. Ревуцкий Л.Д.

Ключевые слова : государственный оценщик, государственный эксперт, профессиональная подготовка, повышение квалификации, требования к подготовке, курс повышения квалификации, требования к претендентам и преподавателям, проблемы организации курса.

Аннотация

Рассмотрены вопросы организации курса повышения квалификации для будущих государственных оценщиков и государственных экспертов результатов оценки стоимости проблемных активов.

Указаны основные требования к профессиональной подготовке претендентов на указанные должности.

Требования к эксперту-оценщику формируются по следующим ас­пектам: определения, компетенция, квалификация и отношения с кли­ентом.

Основным критерием и минимальным требованиям для оценщика имущества, ответственного за подготовку и/или руководство выполне­нием оценок, результаты которых включаются в финансовые отчеты, является наличие хорошей репутации и возможность подтверждения, что:

1) он получил соответствующее образование или квалификацию в признанном высшем учебном заведении; имеет, по крайней мере, двух­летний стаж работы после окончания высшего учебного заведения и может показать, что он поддерживал и повышал свои профессиональ­ные знания, участвуя в соответствующей программе непрерывного об­разования;

2) имеет достаточный уровень знаний местных условий и практики, а также опыт в оценке данной категории основных фондов в данной местности или, раскрыв недостаточность своих возможностей перед кли­ентом до подписания задания на оценку, получил помощь от компетен­тного и хорошо осведомленного лица (лиц);

3) соблюдает и выполняет все юридические, регулирующие, этиче­ские и договорные требования, связанные с заданием на оценку;

4) имеет соответствующую страховку в качестве гарантии своей от­ветственности по каждому из своих договоров на оценку.

Как исключение, в случае отсутствия возможности для получения соответствующей академической квалификации в государстве-участни­ке, оценщик имущества должен продемонстрировать, что у него есть, по крайней мере, семилетний опыт практики и он:

Имеет адекватный уровень подготовки или является членом при­знанного и аккредитованного профессионального органа, занимающе­гося оценкой основных фондов, или назначен судами или другими вла­стными органами с равной юрисдикцией;

Поддерживал и углублял свои профессиональные знания, приобре­тенные в ходе обучения и практического опыта работы, проходя соот­ветствующую программу непрерывного образования.

В некоторых сложных случаях, если оценщик обнаруживает недоста­точность своих экспертных навыков для надлежащего выполнения зада­ния, он должен:

1) уведомить об этом клиента;

2) получить профессиональную помощь специалиста, например, гео­лога, эколога, горного инженера, бухгалтера или юриста для выполне­ния полученного задания.

Существуют различные обстоятельства, когда, несмотря на довери­тельные отношения с клиентом, обусловленные законодательством или кодексом профессионального поведения, оценщик обязательно должен быть не только компетентным, но также независимым и не имеющим каких-либо фактических или предполагаемых потенциальных конфлик­тов интересов.

Исходя из вышеизложенного оценщик, принимая задание на оцен­ку, должен получить у клиента информацию в отношении целей и инте­ресов любой другой заинтересованной или имеющей отношение сторо­ны, для того чтобы установить наличие какого-либо конфликта интере­сов для самого оценщика, его партнеров, руководителей или близких родственников. Если такой конфликт существует, то чрезвычайно важ­но, чтобы этот факт был раскрыт для клиента. Клиент, в случае суще­ствования конфликта интересов, по своему усмотрению может подтвер­дить назначение оценщика, но при этом данный факт должен быть ясно изложен в любом Сертификате или Отчете об оценке.

Оценщик может иметь статус внутреннего, внешнего или независи­мого оценщика:

1. Внешний оценщик - это иной, нежели внутренний, оценщик, ко­торый не имеет ни прямо, ни косвенно через партнеров, руководителей или близких родственников существенного финансового интереса в ком­пании клиента или наоборот.

2. Независимый оценщик - это внешний оценщик, который допол­нительно не имел отношений к объекту оценки, подразумевающих оп­лату услуг, за исключением оплаты услуг по оценке, в течение послед­них 24 месяцев или в настоящее время и объявил в письменной форме о любой причастности в прошлом или настоящем к объекту оценки, или к заинтересованным, или имеющим к нему отношение сторонам в тече­ние последних 24 месяцев.

3. Оценщик может быть внутренним оценщиком, являясь при этом администратором, директором или служащим, имеющим соответствую­щую квалификацию и не имеющим существенного финансового или политического интереса, определяемого как:

Владение лично, членами своей семьи либо через трастовые компа­нии более 5% суммы акционерного капитала или такой его суммой, ко­торая с объективной точки зрения могла бы повлиять на объективность оценщика или на его вознаграждение, аналогичные опционы или бону­сы, связанные с результатами оценки;

Положение в органе государственной власти, когда существуют яв­ные конфликты или может ощущаться их существование заинтересован­ной третьей стороной.

В тех случаях, когда несколько оценщиков назначаются для совмест­ной работы, каждый их них в отдельности и все вместе должны соответ­ствовать тем же самым требованиям в отношении независимости и объек­тивности, которые изложены выше.

Рекомендуется, чтобы во все отчеты об оценке включалось положе­ние, подтверждающее, что оценщик, ответственный за оценку перед клиентом, соответствует требованиям настоящих Европейских Стандар­тов Оценки, и особо были отражены причины и степень каких-либо отклонений от них.

В процессе оценочной деятельности могут возникнуть тесные рабочие отношения между оценщиком и аудитором, когда оценки выполняются для составления финансовых отчетов, порождаются важные вопросы и обязанности. Рекомендации относительно этих взаимоотношений могут быть следующими.

Аудитор финансовых отчетов обычно назначается акционерами или любыми другими сторонами, которые указываются в уставе ассоциации или предприятия. Он независим от директоров и должностных лиц орга­низации и при выполнении своей работы подчиняется регулирующим и установленным законом обязательствам. Он отвечает зато, чтобы годо­вая отчетность давала истинное и справедливое представление об акти­вах и обязательствах компании, о ее финансовом положении, а также о прибылях или убытках. В частности, от него может потребоваться, чтобы он проверил детальным образом объективность, профессиональную ком­петентность, возможности и квалификацию оценщика, а также адекват­ность его работы с точки зрения аудита. Аудитору также может потребо­ваться подтверждение того, что содержание заключения оценщика долж­ным образом отражено в финансовом отчете, и оно соответствует базе оценки, принятой в предыдущих финансовых годах.

Директора и другие должностные лица компании обязаны в соответ­ствии с законом выполнять просьбы аудитора о предоставлении инфор­мации по его запросу, которая необходима ему для отчета. Внутренний оценщик, таким образом, имеет аналогичные обязательства.

Аудитор может запрашивать информацию, рассматривать дела и до­кументы и прочим образом изучать работу оценщика, хотя он сам не­посредственно не производит оценку. Внешний или независимый оцен­щик, назначенный директорами компании и подотчетный им, не обя­зан по закону отвечать на его запросы, но отказ в предоставлении ин­формации будет являться ограничением при работе аудитора, о чем он должен сделать оговорку в своем отчете. Оговорка будет касаться того, что он не смог получить требуемую информацию или разъяснение.

Глава 3. УЧЕТНО-АНАЛИТИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЦЕССА ОЦЕНКИ

Статьи по теме