Сколько денег в месяц приносит автосалон. Бизнес-план (пример с расчетами) автосервиса. Как открыть автосервис с нуля: бизнес-план. Как рассчитать прибыль

Если вы хотите получать прибыль от бизнеса, без качественного маркетинга и просчетов не обойтись. Давайте разберемся, как рассчитать заработок на услугах по техобслуживанию автомобилей.

Способы зарабатывания денег в автосервисе

На многопрофильной станции техобслуживания перечень предоставляемых услуг может быть следующим:

  • диагностика, ремонт, ТО – стандартные регламентные работы от замены масла до капремонта ходовой;
  • тюнинг – «апгрейд» автомобиля от аэрографии до перечиповки двигателя;
  • дополнительные услуги – от сезонного хранения покрышек до предпродажной подготовки;
  • автомагазин – продажа аксессуаров, комплектующих, ;
  • финансово-консультационная деятельность – автострахование, автокредитование и пр.

Как рассчитать прибыль

Размер чистого дохода зависит от множества показателей, над каждым из которых следует упорно потрудиться. Ниже представлена формула, по которой рассчитывается чистый доход:

Прибыль = Маржа*Выручка.

1. Маржа – это величина, выражающая разность между ценой предоставляемой услуги и ее себестоимостью. Измеряется в процентах.

Например, замена масла ГУР стоит 800 руб., при этом специалист СТО зарабатывает на данной услуге 200 руб.

Чистая прибыль = (Цена – Себестоимость)/Цена, т. е. (800–200)/800 = 0,75 или 75 %.

Эта цифра будет еще точнее, если вычесть затраты на коммунальные услуги, налоги, зарплаты, аренду и т. д. В итоге выйдет 60-65 %.

2. Выручка – это вся сумма денег, полученная от клиентов за определенный промежуток времени.

Итак, на размер месячной выручки автосервиса влияют три фактора: средняя стоимость наряд-заказа (чека), условное количество заказов на одного клиента, общее количество обслуженных клиентов.

Допустим, в течение месяца на автосервисе обслужили 200 клиентов. Из них 80 человек оплатили по 2000 руб., остальные 120 – по 3500 руб.

Рассчитаем средний чек: (80*2000 + 120*3500)/200 = 2900 руб.

Из этих 200 клиентов, 120 приезжали дважды, а 80 – однократно, значит, среднее количество заказов на одного клиента составит: (80*1 +120*2)/200= 1,6.

Выручка = Кол-во клиентов *Средний чек*Среднее кол-во заказов на клиента=200*2900*1,6=928000.

Вывод: между каждым показателем и выручкой существует прямая зависимость, т. е. увеличение/спад будет двигаться в одну сторону.

Теперь разберемся, что может повлиять на количество обслуженных клиентов. Не следует думать, что к вам приедут все потенциальные клиенты, позвонившие по телефону, чтобы проконсультироваться. При этом не стоит забывать, что чем культурнее и профессиональнее оператор телефонной службы поговорит с потенциальнім клиентом, тем эффективнее станет входящий звонок. Научным методом вероятность «попадания в точку» можно определить по проценту конверсии.

Общее число полезных клиентов = Количество обращений*Процент конверсии.

Например, в день вы получили 10 телефонных звонков, 5 обращений вживую и 3 заявки через веб-сайт. Итого на автосервис обратилось 18 человек, среди которых вы получили часть реальных клиентов: из дозвонившихся – двоих, из приехавших – троих, а из онлайн-беседы – одного. В общей сложности – 6 человек.

Отсюда следует, что процент конверсии равен 6/18 = 33,3 %.

И наконец, выводим полную формулу расчета чистого дохода.

Прибыль = LG (количество обращений) *LC (конверсия) *TR (среднее количество наряд-заказов) *TV (средняя сумма одного наряд-заказа) *M (маржа).

Если вас интересует, сколько конкретно приносит бизнес в сфере техобслуживания автомобилей, то обещают 30 млн. руб. чистого заработка ежегодно, а если смотреть на вещи реально, то 10-15 млн. руб. в год вам обеспечены.

Помните, что на 90% доход вашего автосервиса – результат грамотного управления и просчетов. Поскольку вы, вероятнее всего, – новичок среди акул бизнеса, не скупитесь на услугах профессионального маркетолога, который поможет вывести автосервис на достойный уровень и поддерживать его в дальнейшем, увеличивая вашу же прибыль.

Для того предоставлять качественные услуги советуем приобретать только качественное и другого оборудования.

Об этом рассказала Барно Турсунова на главной конференции для независимых автосервисов, которая прошла 24 ноября 2016 года.

ФОТ – поток клиентов – средний чек

«Очень хочу донести до всех владельцев автосервисов, что увеличение количества клиентов не означает повышение прибыли.

Автосервис станет действительно прибыльным, только если вы влияете на все 3 показателя: на фонд оплаты труда, количество клиентов и средний чек.

Если один из блоков провисает, то прибыль будет снижаться. Эффективная реклама может увеличить поток клиентов, и они выстроятся в очередь. Но если средний чек останется низким, оборот компании не вырастет сильно, и дополнительный доход уйдет на зарплату, а сервис останется нерентабельным», – заявила Барно и показала на реальных кейсах, как недоработки хотя бы по одному показателю значительно снижают прибыль.

ФОТ и система мотивации

«К нам по франшизе присоединился сервис, который частично применил бизнес-модель Вилгуд. Владелец СТО побоялся внедрить нашу систему мотивации и алгоритмы работы сотрудников. Он попросил просто «нагнать» ему клиентов, что мы и сделали. Клиентов действительно стало больше, оборот увеличился, но прибыль так и не выросла, поскольку большие затраты шли на зарплаты сотрудников. Большое количество сотрудников сервиса еле справлялось с текущими задачами. Как в большинстве СТО, работа персонала была построена неэффективно. Очень много времени уходило на лишние телодвижения. В результате фонд оплаты туда (ФОТ) в их сервисе составил 83% от работ. Это стандартная ситуация для автосервисов. В этом их боль.

Система мотивации Видгуд позволяет держать ФОТ на уровне 50% от работ. Именно при таком раскладе новые автосервисы выходят на точку безубыточности за 2-3 месяца.

Когда открываешь автосервис, клиентов еще нет, но весь персонал получает деньги (мастер, администратор, мастер цеха, менеджер по подбору запчастей). Все эти люди обслуживают всего 5 клиентов в день, но платить им нужно полноценную зарплату – они же не виноваты, что клиентов пока нет.

Мы, например, 18 месяцев платили зарплату сотрудникам, хотя клиентов практически не было. Тогда мы решили посчитать, сколько времени уходит у сотрудников на их работу.

Мы отменили должности и прописали функции, которые должны выполняться в автосервисе. Эти функции распределили по работникам.

Оказалось, что их могут выполнять не 5 сотрудников, а 2. Например, мастер мог выполнять работу администратора и мастера цеха. Рабочее время мастера было загружено, он не торчал часами в курилке, а выполнял функции за 3 роли. При этом он получал зарплату выше рынка примерно на 30%. В результате у нас на приемке осталось 2 человека, а не 5, и ФОТ снизился до 50% от работ», – сказала Барно Турсунова.

Клиенты

«В схеме наличие клиентов не менее важно, чем налаженные процессы. Когда мы наладили все процессы внутри первого автосервиса, решили, что всему научились и можно двигаться дальше. Мы открыли еще 2 автосервиса. Тогда мы увидели, что клиентов нам не хватает и сервисы снова простаивают. Проявилось еще одно слабое звено – маркетинг. Количество клиентов оказалось недостаточным, чтобы обеспечить работой 3 автосервиса. Мы «провалились» в хорошие убытки сразу по всем трем площадкам.

Начали изучать, как привлечь клиентов через интернет, ходили на разные курсы и тренинги по интернет-маркетингу. Полученные знания сразу применяли на практике.

Наладили систему привлечения клиентов, лидогенерацию, автоматизировали, связывали с нашей CRM-системой.

Теперь клиенты в автосервис привлекаются с первого дня его открытия и постепенно их оборот растет. Например, автосервис «Вилгуд-Семеновская» принял в марте 2015 года в первый месяц работы 86 автомобилей, в следующем месяце– 230, а в третьем было уже 423 заезда», – рассказала Барно.

Отлаженная система на СТО позволяет обслуживать разное количество клиентов и наращивать прибыль.

Средний чек

«Если владелец автосервиса умеет работать с клиентами и хорошо контролирует своих сотрудников, он держит средний чек на высоком уровне. Стоит ему уйти из СТО, заняться другими делами, как чек падает, потому что в нем заинтересован собственник, а сотрудники нет. Они просто получают зарплату.

Когда автосервис переходит на систему Вилгуд, его средний чек вырастает с 3 до 10 тысяч.

Мы запускаем серию постов о том, как открыть собственный автосервис. Сегодня мы хотим рассказать о том, сколько нужно вложить в открытие автосервиса, когда он выйдет на операционный ноль, когда инвестиции окупятся полностью и насколько рентабельным может быть техцентр.

Затраты на открытие

5,5 млн. рублей уйдет на открытие нового автосервиса на 6 подъемников. Это затраты на запуск оптимального для бизнеса и комфортного для клиента автосервиса. Средний сервис на 3 – 6 подъемников удовлетворит спрос в сегменте слесарного ремонта и ТО. В сумму входят затраты на аренду помещения, его ремонт, оборудование, запчасти на первый месяц работы, интернет, телефонию и мебель.

Оборудование для кузовного ремонта и двигателей обойдется на 1 – 2 миллиона дороже из-за дополнительных высокооплачиваемых специалистов, особого помещения и оборудования. Такой сервис рискует себя не окупить.

Подробно о затратах читайте в следующем посте.

Операционный ноль

Большинство частных автосервисов выходит на точку безубыточности через 1 – 2 года. Например, наш первый автосервис вышел в операционный ноль только через 18 месяцев. После того, как мы разработали и внедрили и наладили все процессы внутри системы, новые автосервисы сети выходят на самоокупаемость за 2 – 4 месяца (в зависимости от региона). Франчайзи Евгений Шерстнев из Алтуфьево вышел на операционный ноль после открытия за 2 месяца. Некоторым франчайзи это удается всего за месяц работы, например, Александру Михайленко из Красногорска.

Окупаемость / возврат инвестиций

Вложения полностью окупятся через 14-16 месяцев. Такой срок возврата инвестиций у наших станций. В автосервисах все процессы контролирует : финансовый учет, работу персонала, оборот запчастей, соблюдение стандартов качества. Маркетинговые задачи решает управляющая компания, которая обеспечивает все автосервисы сети стабильным потоком клиентов уже с 1 дня работы.

Благодаря порядку и эффективности, которые вносит в непрозрачный и сложно контролируемый бизнес по ремонту автомобилей, наши СТО очень быстро начинают приносить и увеличивать прибыль.

Рентабельность

При эффективной организации работы, автосервис может приносить 10 – 25% прибыли от оборота.

Показатель автосервиса в Москве и Московской области

Рентабельность автосервиса «Вилгуд»

2-4 месяц 6-8 месяц 12-15 месяц 16 и больше
Оборот, руб. 2 000 000 3 000 000 4 000 000 5 000 000
Количество сотрудников в смену 7 8 9 12
Маржинальная прибыль 65% 65% 65% 65%
ФОТ с учетом налогов 30% 25% 22% 20%
Аренда 20% 14% 10% 8%
Отчисления в Управляющую компанию* 10% 10% 9% 8%
Прочие расходы 5% 5% 4% 4%
EBITDA 0% 11% 20% 24%

*Если СТО открыта по франшизе Вилгуд

Оборот растет, расходы на содержание автосервиса снижаются (аренда, ФОТ, другие расходы), рентабельность – растет.

Средний оборот СТО, входящего в сеть «Вилгуд» по Москве – 4 -5 млн. рублей, в регионах – 2,5 млн. рублей.

90% частных автосервисов не имеют подобной системы, поэтому как бы хорошо ни работали там мастера, прибыль таких сервисов колеблется у нуля. К сожалению, независимому автосервису слишком дорого создавать и содержать маркетинговый отдел. Ему выгоднее присоединиться к сети, у которой уже выстроена

* В расчетах используются средние данные по России

Наверняка многие сталкивались с ситуацией, когда необходим срочный ремонт автомобиля, но все автосервисы отказываются Вам помочь в момент обращения и предлагают стать в очередь, которая может растягиваться на несколько дней. Владельцы автосервисов объясняют это явление тем, что для них важнее постоянные клиенты, которые, кстати, тоже стоят в очередях.

По мнению владельца одной из техстанций- Николая Матвиенко, количество СТО в Украине вырастет примерно в полтора раза в течение ближайших пяти лет.

На данный момент СТО интересуют владельцы грузовых и легковых авто, возраст которых не старше 12 лет. Именно они, по мнению продавцов, приносят два с лишним миллиарда долларов прибыли техстанциям.

Примерно $256 в год тратится владельцем на обслуживание автомобиля среднего класса. Однако, это сумма не включает в себя расходы на ремонт после ДТП, которых только в первом полугодии 2007 года в Украине зарегистрировано 114,305 тыс.

Трендовый продукт 2019

Тысячи идей быстрого заработка. Весь мировой опыт в твоем кармане..

По некоторым подсчетам, более 400 тыс. автомобилей потребуют ремонта. Учитывая, что средняя стоимость мелкого послеаварийного ремонта составляет около $1 тыс., по итогам года на восстановление машин украинцы тратят не меньше $500 млн. При том что в Украине застрахована только десятая часть всего автопарка (около 800-900 тыс. авто), выплаты по полисам КАСКО в 2007 году составили около $300 млн. С учетом стоимости замены узлов ходовой, перекраски корпуса или капитального ремонта двигателей машин старше 12 лет годовой оборот рынка автосервиса составляет как минимум $3 млрд.

Из-за высокого спроса владельцы автосервисов могут позволить себе выбирать клиентов. По мнению Александра Соколова (начальник аналитического отдела компании Pro-Consulting), в следствие автомобильного бума подобный спрос не удовлетворен минимум на 20%.

Украинский автопарк вырос в прошлом году примерно до 600 тыс. (с учетом серого ввоза) и, по прогнозам дилеров, будет продолжать расти до 2010 года. А для того чтобы сохранить свою рыночную долю, многие продавцы будут развивать и фирменный автосервис.

Основную прибыль автобизнесу приносит сервисное обслуживание и продажа запчастей. В самых «автомобильных» странах ЕС рентабельность данных направлений приближается к 8-12%. Поскольку при перенасыщенности авторынка маржа продавцов сводится до минимума (1-5%). Не на много больше прибыль и у автоцентров, которые получают свои миллиардные доходы за счет объемов производства.

У нас же продавать и обслуживать автомобили выгоднее, чем в ЕС. На продажу машин приходится 5-10% у импортера автомобилей, располагающего большим количеством собственных СТО. Техобслуживание приносит30-35% дохода и почти 60% - продажа запчастей. Несмотря на мнение украинских автодилеров о том, что рентабельность ремонта составляет 15 % (при 20% на поставку узлов и агрегатов и 5-10% на доходность «белых» продаж), фирменных техстанций Украине не хватает, везде очереди.

Николай Матвиенко считает, что появление дефицита дилерских станций в Украине закономерно. При открытии автосалона с небольшим офисом и открытой площадкой, понадобится примерно $100 тыс. (при условии аренды). В то время как открытие фирменного СТО с полным набором диагностического и ремонтного оборудования, обойдется приблизительно в $4 млн.

Лишь 25% автовладельцев Украины пользуются услугами дилерских сервисных центров, то есть около 5-7 млн. обслуживаются в независимых СТО. В Германии, к примеру, на авторизованных станциях обслуживается 48% клиентов.

Постоянными клиентами дилерских техцентров являются собственники новых автомобилей (в противном случает они теряют гарантию) и состоятельные клиенты. Так же, к фирменным автосервисам прикреплены практически все владельцы машин, приобретенных в кредит- обязательное КАСКО привязывает их к партнерской СТО. Около 60-70% автомобилей сейчас приобретается в кредит.

Готовые идеи для вашего бизнеса

Зачастую автосалоны прикрепляют владельцев новых машин к своим техстанциям опираясь на долгосрочные гарантийные обязательства – 3-6 лет, не уточняя при этом, что они распространяются только на сквозную коррозию, а на основные узлы и агрегаты дается лишь год гарантии.

Генеральный менеджер компании «АВТ Бавария» Александр Тимофеев признается, что Продавцы салонов могут делать большие скидки, т.к. дилер заработает продавая запчасти и услуги. Это происходит из-за того, что на авторизованных сервисах детали подлежат полной замене, а не ремонту.

Оплата планового техобслуживание автомобиля стоимостью $20-30тыс. после 20 тыс. пробега в среднем составит $150-300 – в фирменных СТО, $150-200 - в независимой автостанции, $100 - у частника.

Готовые идеи для вашего бизнеса

Руководитель управления сервиса, торговли запчастями и логистики корпорации «УкрАВТО» Вадим Герасименко объясняет дороговизну сервиса его качеством. Он заявляет, что только в фирменных техцентрах установлено дорогостоящее фирменное оборудование и постоянно обновляется ПО, так необходимые для диагностики современных машин с большим количеством сложных электронных блоков. К сожалению, такое оборудование не доступно независимым СТО.

Более 30% от выручки составляет рентабельность дилерских сервис-центров и, как заверяет начальник отдела «Интеркар Украина» Анатолий Вакулич, дают двухлетнюю гарантию на запчасти и выполненные работы, в отличие от независимых СТО. Но, тем не менее, наблюдается разница в прайсах у авторизованных СТО одной и той же дилерской сети, которая зависит от региона расположения СТО.

Почувствовав разницу в прибыльности автопродаж и авторсервиса, дилерские СТО значительно расширили свою сеть за последние 10 лет, но всё равно очереди на техстанция сохранились. Самая дорогая и прибыльная услуга здесь – кузовные работы. Ее рентабельность доходит до 60%.

Незастрахованный автомобиль после серьезного ДТП или с ржавыми дырами на станции дилеров редкое явление. Владельцы таких авто - клиенты независимых техстанций или мастеров-частников.

Фирменные сервисные центры зарабатывают на продаже запчастей и материалов, независимые СТО – на продаже услуг. Рентабельность последних -в среднем 25%. Но при этом они могут дать гарантию на свои работы максимум на пол года.

Готовые идеи для вашего бизнеса

Основную массу рабочей силы в «гаражных» мастерских составляют бывшие сотрудники фирменных СТО. Они, как правило, уходя их дилерского техцентра, забирают с собой и своих клиентов, желающих обслуживаться у «своего», проверенного мастера.

Часть клиентов попадает в независимые СТО из крупных магазинов, где им предлагают деталь « с установкой и гарантией». Именно через независимые техстанции проходит около 90% проданных в рознице запчастей и материалов.

Многие эксперты считают, что годовой оборот неавторизованных СТО превышает $1 млрд., даже с учетом двукратной разницы в стоимости услуг независимых и дилерских СТО.

Мнения экспертов разделяются в вопросе о том, кто будет пользоваться большим спросом в ближайшее время: дилерские центры или независимые техстанции.

Фирменные СТО развиваются медленно из-за недостатка квалифицированных кадров, необходимости больших капиталовложений и длительных сроков на строительство полноценных станций. Так, например, затраты на создание подобного техцентра составят $1,5-4 млн., без учета стоимости земли и строительства, время затраченное на строительство – около 3 лет, а окупаемость 5-8 лет.

Для неавторизованной СТО минимальные капиталовложения составят примерно $ 60 тыс., при окупаемости 2-3 года. По мнению Николая Матвиенко, срок окупаемости может быть снижен при хорошей организации работы. Он уверен, что доходы в таких мастерских будут расти. Даже в «гаражах» проводят поагрегатную замену износившихся узлов, да и автопарк заметно помолодел, а клиенты легче расстаются с деньгами.

Мнение экспертов:

Начальник отдела сервиса компании «Интеркар Украина Лтд.» Анатолий Вакулич, считает что с ростом продаж новых автомобилей вырастет и процент клиентов фирменных СТО. Неавторизованные станции стремятся улучшить качество услуг, но они будут отставать от авторизованных центров. Это связано с тем, что в последних работает квалифицированный персонал, используется актуальная информация по ремонту и обслуживанию и предоставляется более длительный срок гарантии. К тому же, в неавторизованных СТО перечень предоставляемых услуг ограничен.

А вот владелец неавторизованной станции Николай Матвиенко считает, что низкое качество на небрендовых станциях уже в далеком прошлом. Сейчас здесь трудятся мастера с опытом работы на фирменных автосервисах, используя те же материалы и запчасти, что и на авторизованных СТО. Конечно, существует некоторый перечень работ, которые неавторизованные СТО отказываются делать, но они могут себе это позволить, т.к. к хорошим мастерам всегда очередь и они имеют возможность выбирать наиболее выгодные виды работ.
В настоящее время независимые автостанции приобретают дорогостоящее оборудование, диагностическую аппаратуру, покрасочные камеры и т.д.

Автовладелец со стажем более 10 лет Наталья Костяная, говорит, что сменив 4 автомобиля, она обслуживалась и в дилерских центрах и в «гаражах». Разница в стоимости обслуживания двукратная, а очереди есть везде, где предоставляют качественный сервис. В добавок к этому, цены в пригородах гораздо дешевле, чем в городах. Здесь можно сэкономить на покраске автомобиля от $200 до $1 тыс.
На авторизованных станциях сразу меняют деталь на новую. На независимых –сделают небольшой ремонт и помогут сэкономить, если авто для продажи, а если владелец привязан в машине, то отремонтируют на совесть.

Журналист Сергей Литвиненко считал, что переплатив за фирменный автосервис получит качественную и быстро выполненную работу. Однако, он изменил свое мнение после очередного визита к авторизованному поставщику услуг. Установив сигнализацию и магнитолу, «мастера» забыли закрепить клемму аккумулятора, следствием чего стало полное обесточивание автомобиля.
Иногда, складывается такое мнение, что процесс ремонта в фирменном техцентре целенаправленно затягивается владельцами, поскольку здесь оплачивается еще и нормо-час (примерно 120-200 грн.). Например, на шиномонтаж может уйти 4 часа и в процессе «переобувания» обнаружиться, что шины совсем не те, которые были указаны Вами в заявке. И в целом, услуги здесь, по подсчетам Сергея, в три-четыре раза дороже, чем на неавторизованных станциях.
Теперь Сергей хочет отказаться даже от шестилетней гарантии своего автомобиля, ведь долгосрочная гарантия, на самом деле, распространяется только на антикоррозийную обработку. На основные узлы и агрегаты, она не превышает 1 года.

soft franchise

В конце 1990-х годов в ЕС появились сетевые мультибрендовые предприятия срочно ремонта или soft franchise. Большая часть мастерских быстрого ремонта предоставляет лишь ограниченный спектр услуг (замена тормозных колодок, мала, свечей, шиномонтаж и т.п.).
В Германии законодательно закреплено право за soft franchise проводить техосмотр автомобилей, не прерывая срока гарантии.
Volkswagen AG управляет одной из первых soft franchise в Европе. Входящие в сеть СТО, на равных условиях с авторизованными станциями имеют доступ к фирменным запчастям и технической информации. При этом они не ограничиваются обслуживанием машин только одной марки.

Такая система приводит к тому, что автопроизводители получают дополнительный доход от продажи комплектующих, предоставления технической информации и обучения персонала; СТО – новых клиентов и доступ к фирменным технологиям; автолюбители – возможность провести дешевый несложный ремонт в любой точке Европы.
Очередь Украины в построении soft franchise наступит лишь тогда, когда на рынке автосервиса будет достаточно авторизованных техстанций. Пока же владельцы автопредприятий заняты только строительством дилерских сервисных центров.

По материалам статьи Елены Середа для Деловой еженедельник Контракты


1243 человек изучает этот бизнес сегодня.

За 30 дней этим бизнесом интересовались 50517 раз.

Калькулятор расчета прибыльности этого бизнеса

Размер первоначальных инвестиций в бизнес по полировке автомобилей редко превышает 100 тысяч рублей. При наличии постоянного потока клиентов окупить бизнес можно&nbs...

Растущий спрос на автомобили выгоден не только крупному бизнесу, но и малым предприятиям. Для открытия бизнеса на тонировании автостекол может хватить $ 1,5 тыс. При удачном раскладе на самоокупаемост...

Супруги Турсуновы утверждают, что хорошо организованный автосервис может работать с 15% рентабельностью. Их главное ноу-хау - IT-система, которая мешает сотрудникам воровать и заставляет их работать

Одна из основателей сети автосервисов «Вилгуд» Барно Турсунова

Свой путь в бизнесе уроженцы Узбекистана супруги Шерзод и Барно Турсуновы начали в 2001 году с торговли обоями из контейнера на строительной ярмарке в Мытищах. Через два года они уже владели десятью точками на рынке, но вовремя заметили смену тренда — через дорогу началось строительство первого российского «Леруа Мерлен». Турсуновы переключились на оптовую торговлю отделочными материалами, создав компанию «Евродизайн». К концу десятилетия предприниматели решили сменить сферу деятельности. «Мы хотели начать бизнес, который было бы можно, во-первых, масштабировать, во-вторых, легко поделить с партнером, и, в-третьих, он должен был расти в кризис», — рассказывает РБК Барно Турсунова. В 2011 году супруги выкупили убыточный автосервис на «Автозаводской» и решили на его базе построить сеть из 100 точек под брендом «Вилгуд» по всей стране. «Мы изначально рассчитывали, что, если будет кризис, люди будут чинить старые машины», — объясняет целевую аудиторию Турсунова.

Все через кассу

В покупку работающего автосервиса (с оборудованием, 25 сотрудниками, поставщиками и клиентами) было вложено 18 млн руб. личных средств, вырученных от продажи доли в «Евродизайне». «Артмоторс» с ежемесячным оборотом около 3 млн руб. продавался как прибыльный. «Но когда мы начали вникать в подробности, выяснилось, что бизнес убыточен, — вспоминает предпринимательница. — Работа строилась так: одни сотрудники сидят на приемке: можешь принять клиента? — Могу. — Приходите послезавтра. Дальше никакого планирования не было». Большая часть работы записывалась на бумажке или передавалась устно, все это приводило к простоям, уходу клиентов и тому, что деньги клиентов шли мимо кассы.

Восемь месяцев понадобилось Турсуновым, чтобы сделать свой новый бизнес эффективным. В первую очередь они наняли программистов и стали внедрять управление всеми процессами в автосервисе через специальную программу: от первого звонка клиента до заключительного этапа по выдаче ему ключей. «Все звонки проходили только через телефон компании, а далее человек должен был передать клиента по цепочке», — объясняет Турсунова. Сотрудники не могли работать с клиентом вне IT-системы. Это сразу лишило персонал возможности оказывать услуги «частным образом», минуя кассу. По словам Турсуновой, благодаря этому уже весной 2012 года обороты автосервиса увеличились до 7 млн руб. в месяц.

Для повышения эффективности бизнес был разделен на два юрлица: одно оказывало услуги по кузовному ремонту, другое — слесарные. «Мы решили, что слесарные сервисы будем масштабировать», — рассказывает Турсунова. После того как первый автосервис на «Автозаводской» начал приносить стабильный доход, в ноябре 2012 года супруги открыли второй и третий сервисы — на «Петровско-Разумовской» и «Домодедовской». Как следует из ЕГРЮЛ, новые центры открывались на паритетных началах с Алексеем Крапивиным, одним из крупнейших акционеров московского Интерпрогрессбанка; он уже был партнером Турсуновых в компании «Евродизайн». Связаться с Крапивиным через банк и через его знакомых РБК не удалось.

«Вилгуд» в цифрах

28 автосервисов работает под брендом «Вилгуд»: 6 собственных и 22 по франшизе

Более 8 тыс. клиентов обслужили в «Вилгуд» в марте 2016 года

90% клиентов сервисов «Вилгуд» — частные лица

8 тыс. руб. — средний чек в автосервисах «Вилгуд»

4 млн руб. — средний ежемесячный оборот автосервиса «Вилгуд» в Москве

400 млн руб. — оборот сети по итогам 2015 года

Источник: данные компании

Открытие каждого нового центра обошлось предпринимателям в сумму около 5 млн руб., однако выход на самоокупаемость вместо планируемых 12 месяцев занял полтора года. За это время в каждое предприятие пришлось дополнительно инвестировать по 4 млн руб. «Эти деньги мы потратили на тестирование IT-системы и покупку дополнительного оборудования, — объясняет Турсунова. — Кроме того, часть денег ушла на привлечение клиентов».


Барно Турсунова (Фото: Владислав Шатило / РБК)

Для решения проблемы Турсуновы стали совершенствовать созданную IT-систему. Для начала они постарались сделать так, чтобы клиенты не приезжали с улицы, а записывались заранее — таким образом мастер-консультант успевал бы подготовиться к их приходу (например, заказать запчасти). Это также позволяло бороться с простоями и очередями. Кроме того, такой подход позволял обезопасить владельцев от потери бизнеса. «Очень часто в автосервисах мастер-консультант становится владельцем всех отношений с клиентами, и если вдруг он захочет открыть свое дело, то просто уведет клиентов к себе, — рассказывает Турсунова. — Мы хотели, чтобы люди шли в «Вилгуд», а не к конкретному мастеру». Предварительная запись прикрепляет клиента к компании, а не к адресу, и в случае потери помещения автосервис не лишится клиентов. По словам Турсуновой, такой подход принес свои плоды: сейчас более 90% клиентов «Вилгуд» приезжают по предварительной записи, и когда в 2014 году первый автосервис переехал с «Автозаводской» на «Кантемировскую», это не привело к падению клиентского потока.

Для привлечения и удержания клиентов была разработана система клубных карт, приобретение которых позволяло клиенту получать определенный перечень услуг (например, замену масла или сход-развал) в течение года бесплатно.

Как работает IT-система в «Вилгуд»

Для работы с клиентами в автосервисах «Вилгуд» используется IT-платформа собственной разработки — Wilgood IS. С ее помощью контролируются все операции и этапы работы с клиентами. Процесс обслуживания клиента разбит на этапы, каждый из которых отмечается в системе: входящий звонок и согласование сроков визита, подготовка к визиту клиента, приемка автомобиля и составление заказ-наряда, выполнение ремонта и оказание услуг, контроль качества и подготовка автомобиля к выдаче, возврат автомобиля и расчет.

За выполнение каждого этапа отвечают конкретные сотрудники, которые за выполнение своих обязанностей получают баллы. Например, сотрудник call-центра получает несколько баллов за звонки потенциальным клиентам, а если ему удается собрать о клиенте первичную информацию (марку машины, указать проблемы автомобиля) и завести на него карточку в системе, то количество баллов увеличивается в четыре раза. «Мы говорим каждому сотруднику, что он получает зарплату не за должность, а за результаты работы, — объясняет Турсунова. — У каждого сотрудника 15-20 KPI, которые он должен выполнить». Механик получает баллы за каждый нормо-час работы, но, если он не выполняет работы в установленное время, баллы вычитаются (в случае задержки клиент получает компенсацию в 500 руб. за каждый час). «Если клиент вернулся через три месяца, то механик получает премиальные баллы, — рассказывает Турсунова. — Если по результатам опроса клиента выясняется, что он чем-то недоволен (например, ему не вернули замененные запчасти), то баллы вычитаются». По итогам месяца заработанные сотрудниками баллы конвертируются в премии или денежные потери. «Коэффициент конвертации зависит от результатов работы автосервиса в целом, поэтому отличается месяц от месяца», — объясняет Турсунова.

По окончании каждого этапа работы с клиентом сотрудник обязан передать клиента по цепочке: например, мастер-консультант с помощью системы выбирает наиболее подходящего механика в зависимости от его рейтинга, загруженности и типа автомобилей, с которыми он работает. Если же сотрудник не отмечает какое-либо действие в системе, дальнейшее обслуживание клиента становится невозможным. «Система довольно жесткая — при ее внедрении в новый автосервис до 70% сотрудников увольняются, зато те, кто остаются, остаются надолго», — говорит Барно Турсунова.

Экономика автосервиса

Барно Турсунова утверждает, что инвестиции в открытие автосервиса на шесть подъемников на площади 500 кв. м не превысят 5,5 млн руб. «Именно такая площадь оптимальна для бизнеса, — отмечает она. — Несколько автосервисов «Вилгуд» открыты в помещениях бывших дилерских центров площадью 1000 кв. м, но из-за этого эффективность бизнеса снижается, поскольку приходится платить за воздух». Почти половина расходов — это закупка оборудования. Первый месяц аренды вместе с обеспечительным платежом будет стоить в среднем около 400 тыс. руб. «Вилгуд» предпочитает экономить на аренде, размещая большинство своих сервисов в весьма труднодоступных местах. Около 150 тыс. руб., по ее словам, уйдет на вывеску. Турсунова рекомендует иметь свободные средства в размере 1 млн руб., чтобы финансировать бизнес на старте, пока он не выйдет на окупаемость.

На оплату труда сотрудников (с учетом налогов) в автосервисах «Вилгуд» в среднем уходит от 20 до 30% общей выручки (чем меньше выручка, тем больше доля). По словам Турсуновой, механик в «Вилгуд» получает 22% от стоимости произведенной им работы, а мастер-консультант — 10%. Другая крупная статья расходов — закупка запчастей. Их компания заказывает у оптовиков и продает с наценкой до 65%. Продажа запчастей по заказ-нарядам клиентов приносит половину выручки автосервису (но клиент имеет права принести свои запчасти для ремонта). Запчасти также продаются «на улицу» в магазине при автосервисе, что приносит еще 2-20% от выручки.


Постоянная расходная часть в сервисе включает аренду (в Москве и области — от 280 тыс. до 460 тыс. руб. в месяц), коммунальные платежи (40-80 тыс. руб.). «Арендная плата за помещение, например в Долгопрудном, составляет 400 тыс. руб. в месяц, но мы сдали его часть в субаренду автомойке за 120 тыс. руб. в месяц, — объясняет Турсунова. — Сейчас обеспечительный платеж составляет обычно предоплату за один месяц аренды». Около 10% от выручки все автосервисы (собственные и работающие по франшизе) отчисляют в управляющую компанию за маркетинг, услуги call-центра и контроля качества, а также роялти (3,5% от выручки). Для автосервиса в Москве точка безубыточности — это выручка 2 млн руб. в месяц, утверждает Турсунова. В среднем один автосервис «Вилгуд» сейчас выходит на этот уровень за два—три месяца, говорит предпринимательница. Средний оборот по сети — 4 млн руб. в месяц.

В «Вилгуд» утверждают, что при такой выручке автосервис способен зарабатывать до 600 тыс. руб. прибыли в месяц, то есть работать с 15% рентабельностью. Правда, за 2014 год по четырем собственным точкам Турсуновых, отчетность по которым РБК удалось обнаружить в системе «Контур.Фокус», рентабельность чистой прибыли составила около 3,5%: при суммарной выручке 107 млн руб. совокупная чистая прибыль составила всего 3,6 млн руб. Турсунова объясняет это тем, что показатели месяц к месяцу по каждой точке колеблются. «Кроме того, с первыми центрами мы долго мучились, отрабатывая на них технологии управления, с новыми все происходит быстрее», — говорит предпринимательница.

Покатились по России

На старте Турсуновы планировали самостоятельно открыть 100 автосервисов, но поняли, что это потребует больших инвестиций и много времени. Поэтому в 2014 году предприниматели запустили франшизу, основой которой является использование разработанной IT-системы. Несмотря на высокую стоимость (паушальный взнос составлял 1 млн руб.), сразу несколько человек выразили желание ее приобрести.


Первым франчайзи «Вилгуд» стал предприниматель Андрей Варнавский из Троицка. «У меня была цель выйти на стабильные показатели по прибыли, и я посчитал, что быстрее отобью затраты в 1 млн руб. на покупку франшизы, если смогу сглаживать фактор сезонности за счет удержания клиентов, — рассказал он РБК. — Благодаря IT-системе мне удалось заставить сотрудников выйти из зоны комфорта и начать работать с клиентами. Сейчас я вижу все ключевые показатели работы каждого мастера, а у сотрудников появился азарт в работе». По словам предпринимателя, выручка его автосервиса за три месяца работы по франшизе удвоилась. По итогам 2014 года, по данным системы «Контур.Фокус», автосервис Варнавского сработал с чистой прибылью 6,9 млн руб. при выручке 29 млн руб. В марте 2016 года Варнавский открыл четвертую точку под брендом «Вилгуд».

С момента запуска франшизы под брендом «Вилгуд»​ открылось 22 автосервиса: от Санкт-Петербурга до Хабаровска. Координирует работу сети специально созданная компания, которая занимается маркетингом, отвечает за услуги call-центра и контроля качества. «Отдельный автосервис не может себе позволить полноценный отдел развития, и мы решили его сделать централизованным», — объясняет Турсунова. Все эти услуги для автосервисов сети «Вилгуд» платные: по итогам каждого месяца УК выставляет им счет за привлеченных клиентов, по факту закрытия заказ-наряда. Кроме того, УК договаривается с поставщиками запчастей о скидках и создании запасов на их стороне, чтобы минимизировать неликвид на собственном складе. «С поставщиками у нас договоренность, что мы можем вернуть запчасти им», — рассказывает предпринимательница.

По словам Турсуновой, сейчас спрос на франшизу «Вилгуд» не снижается, несмотря на высокий входной порог. По ее словам, в последний год в компании не только не упало количество клиентов, но из-за подорожания запчастей даже не снизился средний чек, несмотря на то что общее количество входящих в него работ уменьшилось. Сейчас он по-прежнему составляет около 10 тыс. руб. по Москве и 8 тыс. руб. в среднем по России. «К нам обращаются владельцы автосервисов, у которых нет клиентов, снижается чек, — объясняет Турсунова. — Мы помогаем это подтянуть».

Статьи по теме