Кто такой библиограф и чем он занимается. Профессия библиограф. Недостатки профессии библиографа

Библиограф – специалист в области библиотечно-информационных ресурсов. Библиографы занимаются систематизацией информационных материалов: составлением информационных карточек и ведением каталогов.

Для многих библиография – это загадочная и непонятная область. Однако все, кто сталкивался с научной работой, прекрасно понимают, как важна роль библиографа в быстром и качественном поиске информации. Библиографы являются сотрудниками информационных библиографических структур, а труд их преимущественно интеллектуальный.

Обучение

Для подготовки квалифицированных библиографов существуют специальное направление обучения – «Библиотечно-информационная деятельность». Встречается оно, как правило, в профильных библиотечных или культурологических вузах, например в Санкт-Петербургском и Московском государственных университетах культуры и искусств.

Особенности профессии

Спектр обязанностей библиографа на самом деле достаточно широк. Именно этим профессионалам мы обязаны тем, что нужную информацию можно искать по автору, по тематике, по изданию и другим параметрам. Все это возможно благодаря кропотливому составлению каталогов.

Каталог, в свою очередь, состоит из карточек, включающих в себя библиографические описания. На все материалы, уже существующие или поступающие в библиотеку, библиограф заводит карточки по принятым стандартам и включает их во все необходимые каталоги.

Также библиограф может заниматься разработкой информационных дайджестов, справочных фондов, составлением различных подборок литературы. Изучает он и читательский спрос на материалы, в дальнейшем это помогает сделать более простым доступ к самым востребованным из них. В ходе своей деятельности он также ведет соответствующую документацию.

Стоит уточнить, что работа библиографа связана не только с книгами. Структура и принципы работы современных библиотек и информационных фондов претерпевают значительные изменения с развитием технологий. Поэтому библиографы сейчас работают не только с печатными изданиями, но и с электронными, и даже с интернет-ресурсами. Материалы могут быть самые разные: книги, научные работы, периодика, карты и многое другое. Современный библиограф – это специалист, прекрасно владеющий современными технологиями и легко ориентирующийся в базах данных и больших объемах информации.

Трудоустройство

Библиографов сейчас выпускают крайне немного, поэтому большой конкуренции при трудоустройстве нет. Работать можно как в библиотеках, так и в различных научно-информационных фондах.

Межрегиональная академия строительного и промышленного комплекса проводит набор на курсы переподготовки и повышения квалификации . Обучение проходит в дистанционной форме, график занятий подбирается индивидуально.

Информационно-библиографического отдела ЦРБ Галина Владимировна Митькина отметила юбилей. О профессии библиографа, которой она отдала много лет своей жизни, Галина Владимировна рассказала при встрече нашему журналисту.

При посещении библиотек большинство читателей сталкивается в основном с библиотекарями, выдающими книги на абонементе, или же с сотрудниками читального зала . Наиболее дотошные читатели, а также старшеклассники, студенты, научные работники, специалисты разного профиля имеют дело еще и с библиографом. Библиограф-это именно тот человек, который поможет вам быстро найти и подобрать из имеющихся в фондах библиотеки книг, газет, журналов, отдельных статей максимально возможное количество литературы по нужной тематике.

Беседуя с Галиной Владимировной в информационно-методическом кабинете, где везде царит ЕЕ ВЕЛИЧЕСТВО КНИГА, среди компьютеров, мы пришли к интересному выводу: профессия библиографа во многом сродни профессии историка-исследователя. До моего прихода она как раз оформляла свежий номер журнала “Подмосковье”. Нужно было просмотреть каждую статью, составить ее библиографическое описание и определить в соответствующий теме книжный каталог .

История и общественные науки - это мое! - говорит Г.В. Митькина. - Мне интересно до всего докапываться, до каждой мелочи в истории книги, до каждого литературно-исторического факта. Мои педагоги в институте, преподаватели в школе учили , что в голове должна сложиться четкая и ясная картина любого события или исторического факта. Так что моя работа - это прежде всего анализ и синтез. От того, насколько хорошо я сделаю свою работу, будет зависеть, насколько грамотно будут составлены справочные материалы нашей библиотеки, документы.

А что интересует лично Вас?

Мемуаристика, история, краеведение… Мне все в .

Почему-то многие думают, что занятие библиографией - очень скучная работа. На самом деле благодаря своей профессии Галина Владимировна повстречала в жизни много интересных людей. Например, в военной академии, где она проработала несколько лет, каждый второй был героем Советского Союза, многие прошли войну и были сами по себе известными людьми. На кафедре институтские преподаватели - поч­ти все корифеи-члены-корреспонденты и академики, яркие и сильные личности.

Или другой пример. Во время работы над указателем к годовщине Московской битвы случилось Г.В. Митькиной съездить на семинар в Дмитровскую центральную библиотеку . Тема семинара была посвящена историко-патриотическому воспитанию молодежи. И на этом семинаре выступала с докладом дочь маршала М.Г. Жукова.

Эта уникальная, не по возрасту энергичная и так похожая на своего отца женщина сумела создать у слушателей зримый и объемный портрет легендарного маршала, так что казалось, будто речь идет о ныне живущем человеке . По её рассказам, легендарный полководец был очень неоднозначной исторической личностью, особенно в сложный период 1957 года, после пленума партии. О непростой судьбе Жукова говорит и надпись, сделанная им на память другу на экземпляре своей книги: “Наша жизнь – это сплошное Бородинское поле в битвах за Отечество!”

С большой теплотой вспоминает Г.В. Митькина и своего школьного учителя истории, который еще в старших классах заметил интерес девушки к гуманитарным предметам. Это был учитель старой гвардии - этакий строгий и требовательный педагог, знакомый нам по советским фильмам. Получить у него пятерку было почти что невозможно.

Он неоднократно повторял своей ученице: “Ты должна стать историком”. И видимо, это в какой-то степени и повлияло на выбор профессии.

Много встречалось в жизни Галины Владимировны достойных людей, о которых она рассказывает очень интересно, да обо всех в короткой статье не напишешь.

Еще одна грань работы Галины Владимировны – с редакцией клинского радио над популярной в городе программой “Час культуры”. Главный библиограф помогает сотрудникам сельских и городских библиотек подготовить тематические материалы к эфиру. Как известно, 2007 год был объявлен Годом русского языка в России, поэтому в тематике программы в этом году преобладали беседы об истории чтения, роли чтения в жизни великих людей , проблемах детского чтения, и, конечно же, материалы по краеведению. Вышли тематические программы, посвященные известным писателям - Вампилову, Шаламову, Аксенову, композиторам Алябьеву, Варламову, а также Дням славянской письменности и культуры, другим важным датам.

Следующий год будет посвящен теме чтения в семье, мы будем приглашать в студию детей, учителей, известных в городе людей , которых попросим прочитать прямо в студии отрывок из всеми любимых произведений, - делится планами на будущее моя собеседница. - В нашей системе вообще много замечательных, грамотных, творческих людей. Во время подготовки передач на радио я общаюсь со многими нашими сотрудниками, в том числе из удаленных от города поселковых библиотек. Все люди разные, но каждый хорош и одарен по-своему. Ценю в людях артистизм, талант, огонь в глазах. Работать с такими - одно удовольствие.

Вы не жалеете о том, что в свое время закончили МГПИ и получили гуманитарное образование, что большую часть жизни провели в стенах библиотеки?

Что Вы! Я - счастливый человек: всю жизнь занимаюсь тем, что мне нравится, что мне самой интересно, что я люблю. Библиографией.

Татьяна ДЕРБЕНЁВА.

Цель профессиональной деятельности библиографа - подготовка информации о документах и их содержании для реальных и потенциальных потребителей. Осуществляя библиографический поиск в соответствии с конкретной задачей, библиограф стремится к выявлению релевантной информации независимо от собственных политических, философских, эстетических, научных и иных взглядов. Эффективность труда библиографа зависит от знания их потребностей в библиографической информации, от уровня информационной культуры и психологического состояния потребителей, а также от соблюдения профессиональной этики в процессе делового общения. Профессиональная деятельность библиографа оценивается путем экспертизы подготовленной им продукции потребителям и коллегам.

Современному библиографу необходимы мобильность системного и ассоциативного мышления, широкий кругозор, хорошая память на документы, имена авторов и деятелей, явления и факты истории и современности, привычка видеть мир отраженным в документах. Знания библиографа должны быть основательными, широкими, постоянно обновляться (44). Причем библиографу нужны не только базовые профессиональные знания, но и знания многих областей, поскольку он профессионально связан с другими сферами деятельности через постоянно изменяющийся документальный поток (57). Для этого требуется высшее и послевузовское (непрерывное) образование, постоянное профессиональное общение (44, с. 34.). Профессия библиографа - одна из тех, в которой невозможно достичь профессионализма без активной самостоятельной работы над собой, без постоянного расширения профессионального кругозора и повышения уровня информированности. Библиографы ощущают потребность в постоянном информировании. При самоинформировании специалисты пользуются как исходной (непосредственно первичные документы) информацией, так и переработанной (вторичные документы: аннотации, рефераты, рецензии, обзоры) информацией.

Самообразование - деятельность сугубо личная, добровольная, но для многих профессий, а для библиографов (специалистов профессионально осуществляющих информационную деятельность) в особенности, это необходимость. Одним из источников постоянного пополнения теоретических знаний и ознакомления с опытом своих коллег для библиографов является профессиональная печать, в частности периодические издания (45). При этом библиографу важно следить не только за публикациями по специальности, но и за изданиями по многим смежным отраслям (культурологии, психологии, социологии, науковедению, информатике). Для ориентации в соответствующих отраслях (при отраслевой специализации библиографов) привлекается научно-популярная, учебная и справочная литература (69, с. 551).

Профессиональные требования к библиотечным специалистам определяются, в первую очередь, целями и характером их реальной деятельности. Вместе с тем они должны учитывать тенденции развития профессии в целом, ее отдельных специальностей, опираться на перспективные разработки научных основ сходных видов труда.

Будущее библиотечной профессии формируется под влиянием:

Постоянного усложнения ежедневного труда библиотекарей в его информационных, социальных, культурных, образовательных сегментах профессионального пространства;

Информатизации библиотеки на основе развивающейся системы, определяющей радикально новое содержание и формы организации знаний и информации.

С укреплением профессионального положения в сфере информатизации, библиографы реально расширяют объем компетенции в социально-педагогической сфере, развивающейся в результате гуманизации общества (17, с.22-23). Термин "компетентный" имеет латинские корни и образован от латинского "competer", что в переводе означает "быть способным". Компетентный человек - это, прежде всего, человек знающий, хорошо обученный, обладающий основательным багажом информации в какой-либо области (37, с. 81). Компетентность рассматривается и как готовность к эффективной, чаще всего профессиональной, деятельности. В частности, компетентность "связана с потенциальной готовностью решать проблемы, исходя из имеющихся знаний и опыта" (37, с. 109).

В педагогической науке "профессиональная компетентность" рассматривается: как совокупность знаний и умений, определяющих результативность труда; объем навыков выполнения задачи; комбинация личностных качеств; единство теоретической и практической готовности к труду и т.п. (37, с. 109). Психологи трактуют понятие компетентности как специфическую способность, необходимую для эффективного выполнения конкретного действия в конкретной предметной области и включающие узкоспециальные знания, особого рода предметные навыки, способы мышления, а также понимание ответственности за свои действия (17, с. 27). По мнению видного исследователя Э.Ф. Зеера, профессиональная компетенция - это интегральное единство профессиональной компетентности, субъективного опыта и профессионально-важных качеств работника. Среди профессиональных компетенций он выделяет следующие:

* специальную компетенцию, которая включает в себя подготовленность к самостоятельному выполнению профессиональных производственных заданий, умение оценивать результаты своего труда, способность самостоятельно приобретать новые знания и умения;

* социальную компетенцию, которая представляет собой способность к групповой деятельности, к сотрудничеству с другими работниками, готовность к принятию на себя ответственности за результаты своего труда, окружающую среду и другие истинные ценности;

* индивидуальную компетенцию, включающую готовность к постоянному повышению квалификации, способность к самомотивированию, рефлексии, саморазвитию личности в профессиональном труде (30, с. 24-25).

Профессиональную компетентность библиографа С.Ю. Семенюк определяет как уровень осведомленности, авторитетности библиографа, позволяющий ему продуктивно решать производственно-практические задачи, возникающие в процессе работы. В структуру профессиональной компетентности входят: общественно-политическая осведомленность, психолого-педагогическая эрудиция, библиотечно-библиографическая подготовка, в некоторой степени, педагогическая техника, умения и навыки по профессии в целом и др. (64).

Г.Б. Паршукова говорит о модели профессиональной компетентности библиотечного специалиста, которая представляет собой определение и описание ряда личностных характеристик, а также особенностей мотивации, которые связываются с высокопрофессиональной информационно-библиотечной деятельностью. Это ряд свойств, которые могут быть установлены в результате практических исследований профессиональных качеств специалистов библиотек (54).

Профессиональные компетенции специалистов по работе с информационными ресурсами, работающих в библиотечных системах, по мнению Котенко, Т.В., представляются следующим образом:

* проведение системного анализа прикладной области, формулирование требований к автоматизации и информатизации решения прикладных задач и их реализации с помощью специфических для библиографоведения информационно-коммуникационных технологий;

* управление информационными ресурсами и знаниями для информатизации библиотек;

* проектная, организационно-управленческая, производственно-технологическая и аналитическая работа на различных стадиях эксплуатации АБИС;

* проведение инсталляции АБИС, техническое сопровождение, адаптация и настройка параметров информационной системы;

* осуществление технической обработки информационного содержания, участие в разработке информационного содержания системы (работа с офисной техникой, работа со специализированным оборудованием и программным обеспечением);

* создание и информационное наполнение Интернет-сайтов библиотек (40).

Компетентностный подход к подготовке специалистов в высшей школе предполагает формирование профессиональных компетенций, означающих способность и готовность специалиста выполнять те или иные функции. Готовность означает не только интеллектуальную, практическую составляющую, но и психофизическую связанную с развитием определенных качеств уже на стадии обучения. Психофизические качества играют решающую роль в осуществлении эффективного взаимодействия библиотечного специалиста и пользователя информации (37, с. 29).

Профессиональные компетентность является показателем профессиональной зрелости современного человека как субъекта труда (37, с. 106).

Библиотечная профессия в целом как динамическое единство составляющих ее направлений имеет общую социально-гуманитарную основу. Сохраняя древнейшую функцию, обозначенную в литературе как мемориальная, современная библиотека сочетает ее с информационной, обеспечивающей целенаправленное использование книжных богатств (17, с. 22-23).

Сущность библиотечно-информационной деятельности двуедина: сбор, обработка, хранение документов и их предоставление разными способами. Такую деятельность можно назвать мемориально-информационной, имея в виду, что подобно памяти библиотека собирает, перерабатывает, хранит информацию и распространяет ее, предоставляя эти объекты. Библиотечно-информационный специалист изоморфно (т.е. неизменяемо) отражает функции библиотеки (прил. 2).

Ценностные аспекты библиотечного труда становятся определяющими. Функции библиотеки усложняются, требуя от работников более интеллектуального труда. Частью комплексной проблемы деятельности библиотек являются вопросы научного обоснования того, насколько соответствуют библиотечные специалисты уровню и характеру выполняемых ими работ. Решение их требует изучения психологических особенностей труда, поскольку подбор и расстановка кадров предполагают не только учет квалифицированного уровня специалиста, но и знание его индивидуальных, психофизических особенностей, иногда выступающих в качестве определяющих критериев.

Профессионально важными качествами для специалистов библиотечно-информационной сферы являются общая выносливость, физическая сила, быстрота реакции (17, с. 26). Значимость эрудиции в библиотечной профессии подчеркнута многими выдающимися людьми: библиотековедом, библиографом А. Рубакиным; теоретиками и практиками библиотечного дела Л.Б. Хавкиной и т.д.

Постоянную включенность в процесс принятия решений в ходе обслуживания читателя, предвидение, проницательность в удовлетворении читательских потребностей, личностные притязания, мотивацию достижения, саморегуляцию и т.д. Все перечисленные элементы профессионализма - комплекс знаний, навыков, умений, психологические качества, профессиональные позиции - должны проявляться в самой высшей степени. "Планкой", определяющей степень этой высоты, выступают способы, средства и нормы, на которые ориентируется библиотечный специалист в обслуживании читателей (17, с. 49). Знания, умения и навыки, которыми должны обладать библиотекари-библиографы с высшим образованием, отражены в государственном стандарте на специальность 0527000 "Библиотековедение и библиографоведение". Если их конкретизировать, исходя из специфики библиографического труда, то к числу обязательных следует отнести следующие (прил. 3) (69). Компетентность специалиста формируется непосредственно на практике и совершенствуется посредством реальной деятельности (37, с. 117). Термин "профессиональная компетентность" в большинстве случаев употребляется интуитивно для выражения достаточного уровня квалификации и профессионализма библиотечно-информационного специалиста. Тем не менее, термин имеет ряд существенных достоинств. Он выражает значение традиционной триады "знания, умения, навыки" и служит связующим звеном между ее компонентами (17).

Компетентность предполагает постоянное обновление знания, владение новой информацией, способность к актуальному выполнению деятельности и включает в себя содержательный (знание) и процессуальный (умение) компоненты. То есть компонентный специалист не только знает существо проблемы, но и умеет решить ее практически, обладает методом (знание плюс умение) решения, наиболее подходящим к данным условиям. Таким образом, библиотечная профессия в силу своей полуфункциональности предъявляет целый комплекс требований к специалисту, которые в процессе обучения реализуются как компетенции (37, с.117).

Сложным видом деятельности является работа библиографа. Это объясняется содержанием труда: отбор, поиск, анализ изданий, их характеристика, структурирование. Умственное напряжение связано с оперативными задачами и специфическими условиями работы библиографа справочной службы, который в подавляющем большинстве случаев выполняет устные запросы пользователей в реальном масштабе времени, переключается с темы на тему, с запроса на запрос. Вместе с тем, другие виды библиографического труда утомляют однообразием, повторяемостью (раскладка карточек, их вливание в каталоги и картотеки, просмотр текущих библиографических изданий и т.п.). Постоянный просмотр библиографических и справочных изданий, а также внедрение компьютерных технологий увеличили число специалистов в библиотеке получающих большие нагрузки на зрение. Библиографам, занятым процессами библиографирования, составлением текущих библиографических пособий, характерны спокойствие, усидчивость, основательность. Основой библиографического общения в библиотеке является справочно-библиографическое обслуживание пользователей. Специалистам, занимающимся этим видом профессиональной деятельности, в большей степени требуется физическая выносливость, быстрота реакций. Исследование, проводимое на базе ЦСМБ г. Омска в 2011 году, показало, что для организации справочно-библиографического обслуживания на высоком уровне (по мнению библиографов), должна присутствовать высокая информационная культура библиографа (55% респондентов поставили этот фактор на 1 место); на втором месте, (40% библиографов) - наличие электронных информационных ресурсов (Интернет, БД) и на третьем месте, (по мнению 36% опрошенных), - регулярно обновляемый фонд печатных изданий. Таким образом, во главе библиографической деятельности поставлен сам библиограф (прил. 4) (31).

Умственная деятельность библиотечных специалистов опирается на сложную систему специальных знаний и умений, она включена в практические трудовые действия и протекает в неразрывной связи с ними. Требования к темпу и интенсивности умственной деятельности не стабильны: имеет место состояние ожидания, перемежающееся интенсивной умственной нагрузкой, требующей подвижности и гибкости мышления. К повышенной эмоциональной напряженности приводит и перегрузка сенсорных каналов сигналами различного рода и влияния (люди, их жесты, поведение, буквы, печатный и рукописный тексты и т.д.).

Нервно-психическая напряженность в работе как эмоциональный фон трудовой деятельности обусловлена комплексом факторов: широкими контактами с людьми; избытком информации; дефицитом времени; значительными волевыми усилиями при выполнении регламентированных действий; нестабильностью темпа и ритма работы.

Профессиональная пригодность означает полное соответствие работоспособности, личных качеств и возможностей библиографа требованиям, предъявляемым конкретной работой. Состояние физического и психического здоровья позволяет установить, до каких пределов можно нагружать специалиста физически, какую работу он может выполнить, а какую не может по состоянию здоровья, в какой сфере производственной деятельности он может быть подвержен профессиональным заболеваниям. Состояние психического здоровья определяет: какую нагрузку на психику, нервное напряжение, темп работы может выдержать библиограф без ущерба для качества работы и своего здоровья.

Среди специалистов библиотечно-информационной сферы наблюдаются заболевания скелетно-мышечной системы. Сюда относятся артриты, остеохондрозы, сколиоз. Сохранение сидячей позы долгое время неблагополучно отражается на состоянии мышечной системы и внутренних органов (17, с. 54-55).

Организация труда библиографов строится по двум вариантам. Первый характерен для большинства общедоступных и небольших специальных библиотек, в штате которых обычно один-два библиографа, работающих, как правило, в методико-библиографическом отделе (что характерно для ЦБС, где значительную долю в рабочем времени библиографов занимает организационно-методическая помощь подразделениям и филиалам) либо в читальном зале (что характерно для филиалов). У библиографов ограничено межбиблиотечное профессиональное общение, им очень редко удается выезжать на курсы повышения квалификации. Многие ЦБС и небольшие библиотеки не выписывают такие профессиональные журналы, как "Библиография" и "Мир библиографии". Поскольку у библиографов общедоступных библиотек в небольших городах и сельской местности нет перспектив роста по должности и тарифной сетке, наблюдается текучесть кадров, а должности библиографов зачастую занимают лица со средним специальным либо высшим неспециальным образованием.

При втором варианте, присущем научным универсальным и крупным специальным, вузовским библиотекам, библиографы сосредоточены преимущественно в библиографических подразделениях, которые в зависимости от выполняемых функций, характера и содержания работы именуются информационно-библиографическими, научно-библиографическими, справочно-библиографическими либо краеведческими. Штаты их могут достигать несколько десятков человек. Для библиографической службы таких библиотек характерна специализация библиографов (по областям знания и видам документов, по выполняемым функциям, по технологическим процессам). У сотрудников крупных библиотек больше возможностей для профессионального общения и непрерывного профессионального образования (69, с. 547-548).

Библиограф становится профессионалом только тогда, когда он в совершенстве усвоит правила, овладеет методикой и секретами библиографического поиска (51, с. 49.).

Еще одной важной составляющей профессионализма является профессиональное сознание библиографа. Повышенный интерес к проблеме профессионального сознания, впервые отрефлексированного как важнейшая составляющая библиотечной методологии, приходится на начало 1990-х гг. В годы советской власти библиотечная идеология рассматривалась как производное от партийной: система профессиональных ценностей определялась пропагандистскими целями и задачами. Приоритет в изучении проблемы следует признать за Московской библиотечной ассоциацией. На ее конференциях были впервые поставлены вопросы об изучении профессионального библиотечного сознания, осуществлены его замеры (47, с. 330-331).

По мнению Матлиной, С.Г. кризис библиотечного дела, считающийся производственным от состояния общества, можно оценить, прежде всего, как глубокую неадекватность профессионального сознания происходящими событиями. Наряду с негативными тенденциями: закрытием библиотек, трудностями их финансирования, коммерциализацией и пр., налицо появление новых, перспективных моделей библиотек, рост числа их пользователей, расширение нетрадиционных форм обслуживания и ассортимента услуг.

Профессиональное сознание оказалось не в состоянии осмыслить эту противоречивую картину. Изначально отличаясь слабой рефлексией, сознание практических работников большей частью заземлено на решение текущих конкретных задач, чему в немалой степени способствует неразвитая система межрегиональных коммуникаций. Профессиональное сознание теоретиков привычно дистанцировано от практики (47, с. 321-323).

Собирая, накапливая, сберегая в течение длительного времени информационные ресурсы, библиотека выступает хранителем социальной памяти, воплощает преемственность культуры, соответствующие традиции. В этом качестве она остается стабильной, устойчивой, а значит консервативной структурой. Ее консерватизм обусловлен медленным обновлением ресурсов, достаточно постоянной читательской аудиторией с большей частью типизированными запросами, ритуализированным характером библиотечного обслуживания, включающего ряд повторяющихся действий, операций, церемоний.

Это обстоятельство неоднозначно влияет на библиотечное сознание. С одной стороны, оно обеспечивает благоприятные возможности "вхождения" в профессию, освоения и закрепления первоначальных профессиональных навыков. В то же время здесь таится опасность рутинизации, нежелание менять привычное представление.

Профессиональное сознание является частью общественного сознания, оно во многом покоится на особенностях национального характера, менталитета. Другая его составляющая связана с профессиональными особенностями, характером и условиями труда, сложившимися традициями деятельности (47, с. 332). Здесь важно учитывать тот факт, что профессиональное сознание необходимо формировать еще на стадии обучения в вузах и средних учебных заведениях.

Для выявления статуса профессии в рамках написания работы было проведено исследование на тему "Факторы привлекательности профессии библиографа" (прил. 5), на базе Омского государственного университета филологического факультета кафедры библиотечно-информационной деятельности. В анкетировании приняли участие студенты 1-го, 3-го и 4-го курсов в возрасте от 17-22 лет. Методика изучения факторов привлекательности профессии впервые была предложена В. А. Ядовым. В работе приводится модифицированный вариант методики (модификация И. Кузьминой, А. Реана), который использовался во многих социально-педагогических и психолого-педагогических исследованиях (48). Для определения статуса и значимости библиотечной профессии среди современной молодежи, обучающейся на данной специальности, респондентам предлагалось отметить факторы, которые привлекают и не привлекают их в избранной профессии (прил. 6).

Из числа опрошенных (общее количество - 40 человек): для 70% респондентов важным положительным фактором профессии библиографа стало общение с людьми; 32,5% отметили тот факт, что профессия соответствует их способностям; 27, 5% отвечающих признали, что в процессе трудовой деятельности существует возможность самосовершенствоваться. Среди отрицательных факторов на первом месте - небольшая зарплата (87,5%); низкая оценка важности труда (72,5%); невозможность достичь социального признания, уважения - 45% (прил. 7).

Что касается коэффициента значимости (КЗ) каждого из факторов, можно сделать следующий вывод: если посмотреть на результаты опрашиваемых, самый высокий КЗ = 0, 94, но этот фактор ("Мало оценивается важность труда") говорит о негативном значении для профессии, так как находится в колонке "Б" и на него ответили 72,5 % опрашиваемых. На втором месте КЗ=0,86, который также говорит о негативном отношении к этому фактору ("Небольшая зарплата"). Напротив, положительным респонденты посчитали фактор "Работа с людьми", в данном случае КЗ=0, 83 (прил 8).

Изменение ценностных ориентаций в обществе привело к изменению моральных норм и, как следствие, к деформации профессионального сознания. Идет утверждение новой модели "идеальной личности", достигающей экономического успеха не ценой большей отдачи сил, более эффективного труда (47, с. 321-323).

Недавно моя коллега рассуждала о том, каким является современный библиотекарь. Вы, надеюсь, узнали много нового о нашей профессии. Но есть у нас такое страшное-престрашное слово «библиограф». Но не пугайтесь, оно не кусается! А чтобы в этом убедиться, представляю вам небольшую расшифровку его значения.

Сама по себе профессия библиографа обязывает иметь хорошее логическое мышление, быструю реакцию, знать фонд своей библиотеки и, безусловно, любить своё дело!

Библиотека меняется, а с ней и её сотрудники. Так каким же должен быть современный библиограф?
Для начала надо бы выяснить, чем же таким библиографы занимаются в современной библиотеке. Основная их задача - выполнять различного рода справки, подбирать литературу для обзоров и так далее. Честно говоря, работёнка не из лёгких. А ну-ка, попробуйте найти книги, в которых будет упомянута фамилия няни А. С. Пушкина! Сложно? То-то же! А хороший библиограф не просто найдёт вам эту информацию, но и предоставит список источников в красивом, понятном и логически обоснованном виде. Не каждому человеку дано стать библиографом, ведь очень легко запутаться во всех этих описаниях, аннотациях. Ну вот скажите, как за пять минут подобрать десяток документов, которые подойдут читателю разобраться в определённой теме? А библиограф знает как!

Не смотря на все предрассудки (люди ведь думают, что в библиотеке работают исключительно старушенции из прошлого века, у которых совершенно отсутствует чувство стиля) библиограф должен так же прекрасно выглядеть, как и знать своё дело. Ведь в нашей профессии внешний вид тоже имеет значение. Ну какому человеку захочется спрашивать что либо у беззубой бабушки, одетой в шерстяной свитер на два размера больше, чем надо? Красивая улыбка, доброжелательный, весёлый голос - вот он, секрет нашего успеха!

Ещё одно немаловажное качество - позитив и коммуникабельность. Всегда встречаем читателя с улыбкой, даже если в душе ураган, настроения нет, всё рушится в жизни. Ведь, по сути, наше призвание - помогать людям. Да, мы не спасаем их жизни, как милиция и врачи, не кормим их, как повара, но даём что-то важнее физической пищи - пищу духовную. Мы даём людям возможность развиваться, помогаем в учёбе. Разве это не прекрасно?

Библиограф - это «ходячая энциклопедия». Он знает всё обо всём и в любой момент сможет дать ответ на все ваши вопросы. Не столько из-за того, что действительно знают всё (действительно всё знать невозможно), сколько из-за умения быстро реагировать и делать из потока ненужных слов одно предложение, которое действительно попадёт «в яблочко».

В завершении можно сделать вывод о том, что библиографом быть сложно, поскольку не каждый человек в состоянии справиться с этой профессией. Цените и любите ваших библиографов, они уникальные создания!

Библиограф – профессия редкая и малоизвестная широкой публике. Если задать вопрос, какую работу выполняет библиограф, с большой долей вероятности девять людей из десяти не смогут дать вразумительного ответа. Тем не менее, можно со всей определенностью утверждать: вы с работой библиографов встречались!

Хоть Интернет и заставляет многих наших современников отказаться от библиотек, их услугами все же продолжают пользоваться – ведь далеко не все еще можно найти в Интернете, тем более бесплатно. Куда мы направляемся прежде всего, придя в библиотеку? Конечно же, к каталогу – который кто-то составлял. В небольших библиотеках с этой работой вполне успевают справляться сами библиотекари, но если мы посмотрим на библиотеку крупную – например, областную, или тем более – такого высокого статуса как Библотека им. В.И.Ленина в Москве, где число книг и других материалов исчисляется миллионами, то здесь уже приходится говорить о разделении труда. Библиотекари здесь только обслуживают читателей, непосредственно общаясь с ними, а большая часть того труда, которого читатели не видят, как раз и ложится на плечи библиографов.

Составление всевозможных каталогов и картотек – это лишь часть работы библиографа… хотя и она очень важна для читателей. Ведь даже каталоги в любой библиотеке бывают разные, их по крайней мере два – алфавитный и тематический (скажем, если вам нужно подобрать книги об восстании Уота Тайлера, вы пойдете к тематическому каталогу и найдете там раздел «История. Средние века. Зарубежные страны. Англия», а если вы ищите труд какого-то конкретного историка – вам нужен каталог алфавитный. Еще более сложное дело – составление аналитической картотеки – ее составляют, например, для журнальных статей. Благодаря ей вы без особого труда узнаете, в каких номерах журнала «Наука и жизнь» за последние 10 лет были напечатаны нужные вам статьи по астрономии и сможете заказать доставку из книгохранилища именно этих номеров. Такая же аналитическая картотека составляется для нотных сборников, содержащих произведения разных авторов. В наше время библиографы составляют не только давно привычные бумажные, но и электронные каталоги.

Систематизация литературы – это лишь часть работы библиографа. Его обязанности – это и экспертиза технической и научной документации, и исследование читательского спроса, и информирование библиотекарей о новой литературе, и помощь читателям в подборе литературы по той или иной теме.

Получить профессию библиографа можно в библиотечном колледже или на библиотечном факультете института культуры. Нельзя сказать, что эта специальность особенно популярна среди абитуриентов: работа среди книжной пыли без особых перспектив карьерного роста, прибавьте к этому невысокую зарплату и высокомерное отношение знакомых к библиотечному делу как к «вымирающей профессии»… Между тем, работе библиографа присуще немало достоинств: она подойдет тем, кто любит работать в тиши и покое, кто ценит знания и эрудицию, кто внимателен, усидчив и обладает высоким интеллектом. Да и вымирающей эту профессию назвать нельзя: ведь книги не изживают себя – они становятся другими, а значит, будет востребована и профессия библиографа в обновленном виде.

Статьи по теме