Малое предприятие. Малый, средний и крупный бизнес: понятия и основные черты Какое предприятие относится к малому

Федеральным законом 2015 года и внесёнными в него изменениями установлено, что малое и среднее предпринимательство - это любое зарегистрированное в реестре хозяйственное общество, партнёрство, производственный или потребительский кооператив, индивидуальное или фермерское крестьянское хозяйство. Для того чтобы отнести любой из этих видов к субъекту предпринимательства, должны быть выявлены соответствия некоторым условиям.

Согласно Конституции

Конституционный принцип, лежащий в основе сферы экономики - свобода экономической деятельности, где малое и среднее предпринимательство - это право каждого гражданина, если данная экономическая деятельность не запрещена.

Она должна быть самостоятельной и обычно направлена на получение прибыли от продажи товаров, пользования имуществом, оказания услуг или выполнения работ. Малое и среднее предпринимательство - это активный фактор конкуренции рынка, где основным принципом является поиск потребности и удовлетворение её.

Количество работников

Критерием отнесения определённого предприятия к малому или среднему является численность персонала как штатного, так и работающего по договору. Так, к малому относятся коммерческие предприятия, у которых в уставном капитале доля участия благотворительных или иных фондов, религиозных и общественных организаций, субъектов РФ и РФ в целом не превышает четверти, то есть двадцати пяти процентов, а также в котором точно определена численность работников.

Так, на транспорте, в строительстве и в промышленности малое и среднее предпринимательство - это количество работников, не превышающее ста человек, в научно-технической области и в сельском хозяйстве - не более шестидесяти, в оптовой торговле - пятидесяти, в розничной же - до тридцати человек, так же и в бытовом обслуживании. В остальных отраслях количество работников не должно превышать пятидесяти человек. Субъекты малого и среднего предпринимательства - физические лица, которые чаще всего занимаются предпринимательской деятельностью, не образуя юридическое лицо.

Налоги

Если на предприятии трудятся менее пятнадцати человек, на него распространяются многие льготы. Субъекты малого и среднего предпринимательства облагаются налогами по упрощённой системе налогообложения, отчётности и учёта. Для этого не существует критериев по виду осуществляемой деятельности, в любом случае, это предприятие будет считаться малым.

Но сумма дохода очень сильно влияет на возможность причисления данного вида предпринимательства к малому или среднему. Отнесение к данному виду может быть при условии, что выручка от выполненных работ, реализации товаров или услуг в прошедшем отчётном году (четыре квартала) не превышала размера суммы тысячекратного МРОТ.

Поддержка

Развитие малого и среднего предпринимательства стимулируется разнообразными налоговыми льготами, предоставлением оборудования по лизингу, льготным кредитованием. В РФ существуют несколько направлений такой поддержки.

1. Формируется инфраструктура, а также реестр малого и среднего предпринимательства, единый для всех.

2. Создаются льготные условия для использования такими субъектами государственных материально-технических, финансовых, информационных ресурсов, технологий и научных разработок.

3. Устанавливается упрощённый порядок регистрации в реестр субъектов малого и среднего предпринимательства для начинающих бизнесменов.

4. Организуется поддержка внешней экономической деятельности, в том числе развитие их научно-технических, торговых, информационных, производственных отношений с зарубежными государствами.

5. Организуется повышение квалификации, подготовка, переподготовка кадров для предприятий среднего и малого бизнеса.

6. Разрабатываются и применяются государственные и муниципальные программы поддержки для предпринимателей, и эти программы осуществляются ежегодно на бюджетные средства - как местного бюджета, так и бюджетов РФ и её субъектов.

Из истории

Существование в стране малого предпринимательства началось в 1988 году, причём к нему относили и небольшие государственные предприятия, где численность постоянно занятых работников не превышала ста человек.

В 1990-м Совет министров СССР постановил, что малыми предприятиями следует считать те, которые имеют коллектив числом не более: розничная торговля - пятнадцати человек, непроизводственная сфера - двадцати пяти человек, производственная непромышленная сфера - пятидесяти человек, научно-техническое обслуживание - ста человек, промышленность - двухсот человек.

Объём хозяйственного оборота тоже учитывался, хотя его величина так и не успела утвердиться. И сегодня отнесение предприятий к типу бизнеса по численности работников сохранился (ФЗ "О малом и среднем предпринимательстве").

Закон

В 2007 году вышел Федеральный закон №209, где было определено, какие субъекты относятся к данным видам бизнеса. Был создан государственный единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства. Сюда были отнесены все коммерческие организации и потребительские кооперативы, кроме муниципальных и государственных предприятий, юридические и физические лица, являющиеся индивидуальными предпринимателями, а также фермерские крестьянские хозяйства.

Условия были следующими: юридические лица должны были иметь суммарную долю участия РФ и её субъектов, иностранных граждан и юридических лиц иных государств, общественных организаций, муниципальных образований, фондов благотворительных или иных в складочном уставном капитале или паевом фонде не выше двадцати пяти процентов, то есть четверти общего капитала. Это не касалось активов инвестиционных акционерных фондов, а также паевых закрытых инвестиционных фондов. В этом случае предприятие имело право быть внесённым в единый реестр малого и среднего предпринимательства.

Другие условия

В численности работников предприятий тоже появились изменения. За отчётный период (календарный год) количество сотрудников в среднем не должно было уходить за предельные значения в каждой из категорий: для средних предприятий - от ста до двухсот пятидесяти человек включительно; а для малых - до ста человек, в микропредприятиях - до пятнадцати человек.

По выручке от реализации услуг, работ или товаров, не учитывая налог на добавочную стоимость, то есть - балансовая (остаточная) стоимость материальных активов и основных средств за тот же период не должна превышать пределы, которые установлены Правительством РФ соответственно категориям. Предельные значения устанавливаются единожды в пять лет, учитывая данные постоянных наблюдений за деятельностью предприятий со стороны статистики (ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства"). В этот закон в 2016 году были внесены значительные поправки и изменения (222-ФЗ).

Категории

Все субъекты распределяются по категориям соответственно значениям условий, которые изложены выше. Новые предприятия или организации, только что зарегистрированные индивидуальные предприниматели или фермерские крестьянские хозяйства относятся к малому или среднему бизнесу, если показатели в период с момента регистрации предприятия не превышают предельных значений.

На малом или микропредприятии вычисляется численность работников в среднем за календарный год, учитывая и тех, которые работают по договору или по совместительству, а также трудящихся в филиалах, представительствах или других обособленных подразделениях данного предприятия. Выручка после реализации услуг, работ или товаров определяется за календарный год в том порядке, который соответствует Налоговому кодексу РФ. Балансовую стоимость активов (остаточную - основных средств и нематериальные активы) определяют соответственно законодательству РФ о бухгалтерском учёте. ФНС (Федеральная налоговая служба) ведёт учёт Единого реестра субъектов малого и среднего бизнеса.

Документы

Сведения об индивидуальных предпринимателях и юридических лицах вносятся в Единый реестр, если они отвечают вышеперечисленным условиям, а также и исключаются из этого реестра, если за контрольный период обстоятельства изменились и по условиям предприятие не соответствует данной категории. Документы для внесения или исключения предприятия из реестра нужны следующие.

1. Сведения, уже находящиеся в Едином государственном реестре.

2. Сведения, представленные соответственно законодательству РФ о налогах и сборах, о численности по среднему списку за предыдущий календарный год, сведения о доходах, полученных после осуществления деятельности за этот же период, сведений о применении отдельных налоговых режимах.

3. Сведения о поставщиках (пункт 2, статья 6 №408-ФЗ от 2015 года).

4. Сведения о внесении в Единый реестр субъектов малого и среднего бизнеса.

Сроки

Заполнение Единого реестра проводится с целью предоставления соответствующих сведений поставщиками для Федеральной налоговой службы. Эти сведения предоставляются в определённый срок строго до пятого июля ежегодно и отражают состояние за отчётный период до первого июля текущего года. Эти документы должны быть представлены в электронном виде, подписанные квалифицированной усиленной электронной подписью, с обязательным использованием сайта ФНС РФ, официально работающего в сети Интернет. Для передачи сведений поставщиками существует специальный электронный сервис.

Весь список акционерных обществ, сформированный в определённом порядке, который установлен правительством РФ, предоставляется биржами в том случае, если акции имеют обращение на рынке ценных бумаг, а также если они относятся к акциям инновационного высокотехнологичного сектора экономики.

Программы поддержки

Минэкономразвития РФ с 2005 года реализует специальную программу для предоставления субсидий по оказанию государственной поддержки среднему и малому предпринимательству в регионах. Финансы поступают из федерального бюджета. В 2014 году было принято соответствующее постановление правительства РФ относительно этой программы и ежегодно в этой связи издаются приказы Министерства экономразвития РФ. Фермерские хозяйства тоже охвачены этой программой.

Далее в регионах поступившие целевые средства распределяются посредством конкурса для реализации тех мероприятий, которые предусмотрены региональными программами. Условием является то, что регионы обязательно дофинансируют эти проекты. Это подход привлекает финансовые средства и стимулирует к более активной политике поддержки деятельности малых и средних предпринимателей.

Участие

В этой программе участвуют абсолютно все регионы страны. Предусмотрены всевозможные меры, поддерживающие развитие малого и среднего бизнеса. Это особо касается начинающих бизнесменов, молодёжного предпринимательства.

Развивается инфраструктура консультативной и информационной поддержки предприятий, занимающихся производством услуг, работ, товаров, особое внимание уделяется также промышленному производству, разработке и внедрению инноваций. Не остаётся в стороне и область народно-художественного промысла, ремесленничество, экологический и сельский туризм.

Деятельность субъектов малого и среднего предпринимательства в России регулируется принятым 24 июля 2007 года Федеральным законом 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», в котором указаны критерии отнесения предприятия к малому предпринимательству .

К субъектам малого и среднего предпринимательства относятся внесённые в единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесённые в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (далее - индивидуальные предприниматели), крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие перечисленным ниже условиям.

Ограничение по статусу

Для юридических лиц - суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать двадцать пять процентов (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов), доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать 49 % (данное ограничение не распространяется на хозяйственные общества, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау)), исключительные права на которые принадлежат учредителям (участникам) таких хозяйственных обществ - бюджетным научным учреждениям или созданным государственными академиями наук научным учреждениям либо бюджетным образовательным учреждениям высшего профессионального образования или созданным государственными академиями наук образовательным учреждениям высшего профессионального образования).

(п. 1 ч. 1 ст. 4 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»).

Ограничение по численности работников

В зависимости от средней численности работников за календарный год предприятия подразделяются на:

  • микропредприятия - до 15 работников;
  • малые предприятия - до 100 работников включительно;
  • средние предприятия - от 101 до 250 работников включительно.

Ограничение по выручке

С 4 апреля 2016 года согласно Постановлению Правительства РФ от 4 апреля 2016 г. N 265 «О предельных значениях дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности, для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства» предельные значения дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год, определяемого в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, суммируемого по всем осуществляемым видам деятельности и применяемого по всем налоговым режимам, для следующих категорий субъектов малого и среднего предпринимательства:

  • микропредприятия - 120 млн рублей;
  • малые предприятия - 800 млн рублей;
  • средние предприятия - 2 млрд рублей.

Кредитование малого предпринимательства

Крупнейшие банки на рынке кредитования малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации в 2009 году (рейтинг актуален на 07.04.10), тыс. руб.:

  • Сбербанк 191 732 686.87
  • Банк Уралсиб 217 346 252.27
  • Россельхозбанк 200 140 044.30

2019

Виды деятельности малого бизнеса в России

В числе наиболее вероятных рисков 72% назвали снижение спроса на продукты и услуги, 70% - повышение налогов, 64% - непредсказуемые изменения законодательства, 41% - появление проблем с силовиками, 25% - вероятность рейдерского захвата. 52% респондентов боятся за собственную защищенность на фоне несовершенства судебной системы и низким процентом оправдательных приговоров. Меньше всего бизнес опасается дефолта и дестабилизации экономики (20%) и изменения политической ситуации (22%).

10% опрошенных назвали лучшим бизнес-планом ближайшие три года - свернуть дело и закрыть компанию. 33% бизнесменов планируют поддерживать свое дело на достигнутом уровне, 26% считают правильным развивать бизнес с ориентацией на скорую отдачу, 23% предпочитают инвестировать в долгосрочное развитие.

Более половины опрошенных (51%) скептично настроены в отношении будущего, и в пятилетней перспективе ожидают ухудшения условий для ведения бизнеса. Реализацию долгосрочных стратегий планирует только 23% российских бизнесменов. В ближайшую трехлетку поддерживать свое дело на достигнутом уровне планирует каждый третий предприниматель, примерно столько же (26%) нацелены на развитие с отдачей в краткосрочной перспективе. Еще 10% задумываются о закрытии собственного бизнеса, 6% хотели бы его продать.

В опросе приняли участие представители крупного, среднего и малого бизнеса РФ . Были опрошены 500 респондентов. Максимальный размер ошибки с вероятностью 95 процентов не превышает 4,5 процента, уточнили во ВЦИОМ.

Сбербанк: Где работают главные долгожители малого и среднего бизнеса в России

  • 64% предприятий МСП, которые активно работали в январе 2016 г., работают и сегодня.
  • В среднем в России ежемесячно появляется 56 тыс. новых активных бизнесов, а 28 тыс. прекращают операции.
  • Вероятность того, что предприятие будет продолжать работу, особенно высока после первого года существования.
  • Дольше других живут компании МСП, зарегистрированные на Дальнем Востоке.
  • Основные «долгожители» в малом и среднем бизнесе - в медицинском секторе и добывающей промышленности.
  • На самого «активного» бизнесмена в России зарегистрировано 167 действующих сейчас компаний.

Менее устойчивым на горизонте 36 месяцев оказался бизнес в сфере сухопутного транспорта . За первое полугодие деятельности закрывается 8,7% компаний, до возраста трех лет доживают лишь 58,4%, что на 12 п. п. ниже среднего показателя по всем группам ОКВЭД.

В сфере строительства 11,5% регистрируемых компаний прекращают деятельность уже в течение полугода. Похожая ситуация отмечается и в небанковском финансовом секторе, рекламе, отдельных направлениях розничной торговли.

Однако после закрытия юридического лица россияне чаще всего продолжают вести бизнес. Почти 20% наших сограждан, которые когда-либо открывали собственное дело, регистрировали более одного юрлица. 16% активных предпринимателей - акционеры более чем одного предприятия, 1% имеют пять компаний и больше. По оценкам «СберДанных», рекордом стало участие одного человека сразу в 167 юридических лицах, все они работают и сегодня.

Росстат впервые раскрыл долю малого и среднего бизнеса в экономике

Доля малого и среднего бизнеса в российской экономике составляет 21,9%. Соответствующие данные на своем сайте впервые опубликовал Росстат . Это оценка за 2017 год, итоги 2018 года еще не подведены .

Доля малого и среднего бизнеса рассчитывается как отношение суммарного объема валовой добавленной стоимости, созданной средними и малыми предприятиями (включая микропредприятия) и индивидуальными предпринимателями, к валовой добавленной стоимости в основных ценах всех хозяйственных субъектов, следует из методики, утвержденной Росстатом в конце декабря 2018 года. В деньгах это более 20 трлн руб. за 2017 год.

Вклад малого и среднего бизнеса в ВВП Росстат опубликовал впервые. Ранее Росстат и Минэкономразвития проводили свой анализ доли МСП в валовой добавленной стоимости, однако не публиковали его результаты, говорилось в отчете Счетной палаты . Согласно этим данным, вклад малого и среднего бизнеса в экономику в 2014 году составлял 19%, в 2015-м - 19,9%, в 2016-м - 21,6%.

Доля малого и среднего бизнеса в ВВП развитых стран составляет 50–60%. Так, в это 51%, в Германии - 53%, в Финляндии - 60%, в Нидерландах - 63% (данные Института экономики роста ).

Силуанов: доля малого и среднего бизнеса в экономике составит 23%

Доля малого и среднего бизнеса в экономике России в 2019 году составит 23%. Об этом на совещании президента Владимира Путина с членами правительства заявил первый вице-премьер и министр финансов Антон Силуанов , сообщает в январе РБК . В прошлом году доля малого предпринимательства в ВВП достигала 20% .

Власти хотят увеличить число сотрудников небольших компаний в этом году до 19,6 млн человек. К 2024 году правительство планирует нарастить долю малого и среднего предпринимательства в экономике до 32%, добавил министр.

2018

Исследование Тинькофф и Inc.

Рост бизнеса и прибыль

Почти половина опрошенных отметила рост прибыли в минувшем году (47%), у пятой части ответивших на вопросы Тинькофф и Inc. Russia в 2018 году изменений не произошло (20,4%). О том, что прибыль упала, заявили меньше трети предпринимателей (28,7%). Еще почти 3,9% не смогли дать конкретный ответ, так как работают на рынке первый год .

Что касается масштабирования, то здесь, как выяснилось, в основном бизнес остался на том же уровне (около 40%) или вырос (37%). Оптимизировать процессы для того, чтобы бизнес остался на плаву, пришлось лишь каждой пятой компании (19,7%). Еще около 3,7% респондентов отметили, что им пришлось закрыть свое дело.

Взаимоотношения с госорганами

Почти 86% опрошенных предпринимателей заявили, что в 2018 году в своей деятельности не сталкивались с фактами коррупции. Лишь около 12% сообщили о подобных случаях в их практике с участием чиновников. Кроме того, некоторые предприниматели отметили, что вообще стараются не иметь дел с госзаказами, чтобы в принципе избежать коррупционных рисков. Несколько участников опроса рассказали о соответствующих намеках со стороны представителей госорганов, но до конкретных фактов коррупции в их случае дело не дошло.

Фискальные органы, судя по результатам опроса, вызывают больше всего нареканий у российского бизнеса. С проблемами, так или иначе связанными с деятельностью ФНС , сталкивалась почти каждая третья компания (около 30%). Предприниматели критикуют налоговиков за несправедливые, по их мнению, штрафы, ошибки и путаницу с документами, бюрократию, а также непонятные и порой абсурдные запросы. Но при этом две трети опрошенных (67%) особых проблем в общении с налоговой службой в 2018 году не испытывали.

Санкции

Больше половины (57,6%) участвовавших в опросе предпринимателей заявили, что санкции на их бизнес никак не повлияли. Около 37% опрошенных ответили, что им стало сложнее зарабатывать. При этом каждый десятый участник опроса отметил санкции как косвенную причину падения прибыли - у клиентов стало меньше денег, снизился средний чек. Другие отрицательные последствия санкций - сложности с импортом сырья и оборудования, проблемы из-за скачков валютных курсов, невозможность привлечь иностранные инвестиции.

Предприниматели, которые, наоборот, на текущей конъюнктуре заработали, главной пользой санкций назвали импортозамещение - на некоторых рынках на смену иностранным компаниям пришли отечественные производители. Правда выигравших оказалось немного - положительный эффект санкций отметили всего 5,3% владельцев бизнеса, участвовавших в опросе.

Итоги

Главный вывод, который можно сделать по результатам опроса - две трети российских малых и средних компаний не снижают оборотов либо наращивают прибыль. Главные помехи для развития - недостаточно внятные действия и требования со стороны налоговиков и других чиновников. Проблемы предпринимателей, как оказалось, в значительной степени связаны не столько с коррупцией, сколько с бюрократией, недостаточно настроенным налоговым администрированием и последствиями санкций.

Индекс настроений малого бизнеса в ноябре 2018 года составил минус 32 пункта . Более пессимистично предприниматели были настроены только в ноябре 2015 года (минус 38). При умеренно-негативной оценке текущей экономической ситуации у предпринимателей резко ухудшились прогнозы на ближайшие шесть месяцев – индекс бизнес-ожиданий достиг минус 54 пункта. Это самая низкая отметка за время замеров.

Основные тренды:

  • Преобладание негативных ожиданий относительно перспектив экономической ситуации и покупательской способности населения в ближайшие 6 месяцев. Влияет увеличение НДС с 18% до 20%, резкое снижение цен на нефть в ноябре, ослабление курса рубля и ускорение инфляции.
  • С 2015 года доля компаний, деятельность которых связана с импортом, снизилась с 36% до 22%. Тем не менее, компании малого бизнеса – в особенности в оптовой и розничной торговле и производстве – сохраняют зависимость от импорта и в большинстве своем не стремятся ничего менять.
  • По сравнению с первой половиной года стало больше компаний, отмечающих рост продаж, среднего чека и, как следствие, – увеличение прибыли и выручки.
  • Высокие налоги и недостаток финансовых средств для развития бизнеса - самые актуальные проблемы во всех отраслях. При этом IT-компании страдают от недостатка квалифицированных кадров. Ключевыми задачами для себя предприниматели видят расширение клиентской базы и повышение прибыльности бизнеса в условиях растущей налоговой нагрузки.
  • Предприниматели чутко отреагировали на замедление роста российской экономики (по данным Минэкономразвития , темпы роста ВВП в III квартале составили 1,3% против 1,8% во II квартале) и резкое падение цены на нефть в ноябре 2018 года и дали больше негативных оценок ситуации в экономике, чем полгода назад.
  • 85% респондентов считают, что текущая экономическая ситуация в стране тормозит развитие бизнеса и будет ухудшаться и в следующие 6 месяцев (63%). С начала года покупательская способность населения в стране ухудшилась (78% респондентов), и продолжит снижаться (68%).
  • Наиболее негативны в оценках на будущее представители оптовой и розничной торговли, которые находятся под давлением инфляционных ожиданий.
  • Описывая ситуацию в собственной компании, 47% респондентов отметили снижение прибыли, 28% - уменьшение среднего чека, 30% - сокращение числа клиентов.
  • В то же время за последние полгода выросло число компаний, которым удалось нарастить прибыль (18% респондентов), количество клиентов (28%) и средний чек (24%).
  • Расширение штата планирует каждая четвертая компания, 12% предпринимателей заявили о намерении повышать зарплаты.
  • Успешным свой бизнес считают 21% предпринимателей – эта доля практически не меняется.
  • Российские предприниматели понимают под успехом «высокий доход», «возможность расширения бизнеса» и «создание продуктов или услуг самого высокого качества». Это три главных признака успеха, которые наиболее часто называют наши респонденты.
  • Впрочем, в ноябре 2018 года в условиях замедления экономического роста компании малого бизнеса стали реже говорить о создании продуктов высокого качества как критерии успеха и чаще - о стабильности и сохранении текущих объемов бизнеса.
  • Существенно сократилась за последний год доля компаний, готовых продолжать деятельность для достижения успеха, – с 41% до 35%.
  • 17% готовы закрыть или продать бизнес, если не достигнут успеха в обозримой перспективе (1-5 лет). Менять бизнес-модель или вид деятельности готовы 31% и 24% соответственно.
  • Основными проблемами предприниматели называют высокие налоги (49%), недостаток средств для развития (38%) и снижение спроса (37%).

2017

Markswebb: Какие банки открывают расчетный счет малому бизнесу быстро и просто?

Время открытия расчетного счета в российских банках варьируется от нескольких часов до нескольких недель. В одних достаточно заполнить несколько полей онлайн, загрузить пару сканов и заверить документы, которые подготовит банк и привезет клиентский менеджер. В других, чтобы открыть расчетный счет, придется самостоятельно заполнить кипы документов (иногда от руки), съездить в отделение 2-4 раза и ждать днями и неделями, пока банк рассмотрит заявку.

В какой банк обратиться предпринимателю, который хочет открыть расчетный счет максимально быстро, дистанционно и просто? По результатам исследования Business Bank Account Opening 2017, проведенного Markswebb , это Модульбанк , Альфа-Банк , Точка Банк , Тинькофф Банк и Промсвязьбанк .

Лучшие результаты по совокупности факторов показали Модульбанк, Точка, Альфа-Банк и Тинькофф Банк. Все четыре банка предлагают возможность открытия счета без посещения офисов банка, однако в остальном, несмотря на схожие рейтинговые оценки, сильно различаются по организации процесса открытия счета и по отдельным ключевым метрикам.

В Точке наиболее простой для клиента процесс открытия счета, который состоит из 12 «условных действий»:

  • 6 действий на этапе заполнения заявки на сайте: клиент вводит свой номер телефона, e-mail и ИНН, загружает скан паспорта, СНИЛС и декларацию о доходах;
  • 3 действия во время следующего контакта: клиент по телефону отвечает менеджеру на 3 вопроса: вид деятельности компании, система налогообложения, обороты (реальные или ожидаемые);
  • 3 действия во время встречи с клиентским менеджером: 1 подпись, подтверждение доступа в интернет-банк кодом из sms, подтверждение email.

Ближайший по простоте процесса Веста Банк открывает расчетный счет после 23 «условных действий», а Модульбанк после 28. Вместе с тем, Точка среди четверки лидеров показала самое большое время ожидания реакции банка – почти 68 часов, из которых большую часть составило время ожидания встречи с клиентским менеджером, которую нельзя было назначить раньше, чем через 2 дня после заполнения заявки.

Альфа-Банк показал самое короткое суммарное время на контакты с банком в процессе открытия счета - 31 минута, включая встречу с клиентским менеджером. Тинькофф Банк показал самое короткое время ожидание реакции банка среди банков, открывающих счета с выездом клиентского менеджера – чуть менее 26 часов.

Процесс открытия расчетного счета в банках-аутсайдерах драматически отличается от организации в банках-лидерах. В первую очередь это выражается в количестве посещений офисов банка для полного открытия расчетного счета: оно может варьироваться от 1 до 4. Учитывая временные расходы (в среднем 1 час 10 минут на поездку туда-обратно), необходимость ехать в офис банка увеличивает временные затраты клиента на открытие счета на 5 и более часов.

В банках, занявших последние места рейтинга, от клиента требуется гораздо больше сил и времени, чтобы открыть расчетный счет для малого бизнеса. Один из ключевых факторов, существенно увеличивающих сложность процесса, – заполнение длинных бумажных или электронных анкет. Например, в Азиатско-Тихоокеанском Банке нужно заполнить 11 разных документов в электронной форме (суммарно около 150 полей). В ВТБ24 при подаче заявления в офисе банка необходимо заполнить в двух экземплярах заявление на открытие счета и анкету индивидуального предпринимателя (от руки заполнить более 30 полей, включая ОГРНИП и ИНН).

Важное отличие лидеров рейтинга от аутсайдеров в том, что процесс открытия расчетного счета организован централизованно, и влияние человеческого фактора сводится к нулю. Точка, Модульбанк и Тинькофф Банк обрабатывают каждую заявку по одной и той же схеме и автоматизируют большинство процессов.

Когда заявка привязывается к определенному офису банка и за клиента отвечает конкретный человек, велика вероятность, что что-то пойдет не так. Например, заявленное банком время на обработку заявления по факту оказывается существенно выше: Банк Уралсиб пообещал произвести проверку документов за 5 дней, а по факту сообщил решение спустя 15 рабочих дней после самостоятельного звонка клиента в банк.

Альфа-банк: Индекс настроений малого бизнеса

Индекс настроений малого бизнеса, рассчитанный экспертами Альфа-Банка совместно с Международным Исследовательским Центром MARC по собственной методике, на июнь 2017 года оказался самым высоким за два года проведения исследования и составил минус 21 пункт (значение индекса может изменяться от минус 100 до 100).

Оценка бизнес-ожиданий по стране и отраслям по сравнению с ноябрем 2016 года также стала более позитивной. Во многом это объясняется тем, что последствия холодного лета отразятся на росте цен только в 2018 году - из-за погодных условий нынешнего лета урожай плодоовощной продукции может быть частично потерян, и на следующий год перейдет меньше запасов.

Компании сферы грузоперевозок дали более негативный прогноз в отношении экономической ситуации, чем полгода назад. В сферах строительства, производства и оптовой торговли ожидают некоторого оживления в ближайшие 6 месяцев. Что касается региональной специфики – ощутимо улучшились ожидания у предпринимателей Центрального и Уральского регионов.

Ситуацию в своем бизнесе компании оценивают более позитивно по сравнению с ноябрем 2016 года, но ожидания предпринимателей полгода назад оказались лучше реальной ситуации. Во многом это связано с тем, что треть компаний отмечают стагнацию. При этом представители малого бизнеса реже говорят о негативном влиянии санкций, несмотря на продление санкций Евросоюза против России и расширение санкционного списка со стороны .

В ноябре 2016 года предприниматели были более сдержаны в оценках ситуации на ближайшие шесть месяцев , тогда значение индекса достигало 9, в июне этого года индекс ожиданий составил 20. Предприниматели с оптимизмом смотрят в будущее: все больше игроков нацелены на рост прибыли, выручки, частоты покупок и клиентской базы. В первую очередь, это связано с ожидаемым улучшением покупательской способности населения (в том числе и в связи с увеличением МРОТ).

2016: Альфа-банк: Индекс настроений малого бизнеса

Оценка текущей экономической ситуации как по стране, так и по отраслям, стала более позитивной в сравнении с ноябрем 2015. При этом компании более сдержаны в оценке покупательской способности. Традиционно оценка текущей ситуации по стране более негативная, чем оценка ситуации в отрасли. Это может быть результатом как общего негативного информационного фона, так и более глубокого знания предпринимателями именно своей отрасли.

Негативное влияние санкций отметили представители всех компаний, кроме ИТ и грузоперевозок

Индекс настроений малого бизнеса , рассчитанный экспертами Альфа-Банка совместно с Международным Исследовательским Центром MARC по собственной методике, на конец 2016 года незначительно снизился в сравнении с июнем этого года – (-27) и (-24) соответственно (значение индекса может изменяться от -100 до 100) .

В ходе онлайн-опроса клиентов банка - предпринимателей и руководителей компаний - была получена оценка влияния произошедших изменений в экономике на малый бизнес, проанализированы основные факторы и собраны прогнозы на будущее.

Итоговый индекс формируют четыре промежуточных индекса, характеризующих оценку текущей ситуации в экономике и в собственном бизнесе, а также ожидания на следующие шесть месяцев по стране и по своей компании:

  • Индекс текущей экономической ситуации (-67), в июне (-68);
  • Индекс бизнес-ожиданий (-35), в июне (-27);
  • Индекс текущей ситуации по компании (-15), в июне (-16);
  • Индекс ожиданий по компании (9), в июне (17).

Индекс настроений по отраслям

На протяжении двух лет более уверенно себя чувствуют компании в сферах маркетинга, бизнес-услуг и IT (-17) и (-19) соответственно. Заметно лучше чувствуют себя компании, занимающиеся грузоперевозками (-24) – самый высокий показатель по итогам двух лет, в июне 2016 года (-32). Это связано с импортом, который отвоевывает свои позиции, при этом тормозит развитие производства (-26), летом этого года (-19). На фоне падения реальных доходов населения, ухудшения ситуации ожидают оптовые (-28), розничные (-33) и строительные (-31) компании.

Оценка текущей экономической ситуации как по стране, так и по отраслям, в сравнении с июнем 2016 года практически не изменилась – (-67). При этом оптимистичные настроения относительно роста покупательской способности, которые были у предпринимателей 6 месяцев назад не оправдались: лишь 2 % отметили улучшение, что в 5 раз ниже ожиданий.

Оценка бизнес-ожиданий по стране и отраслям снизилась по всем показателям – (-35). Менее оптимистично настроены производственные (-40), строительные (-37) и оптовые (-33) компании. В сфере грузоперевозок ожидания от следующих шести месяцев более оптимистичны – (-27).

Ситуацию в своем бизнесе предприниматели оценивают примерно на том же уровне (-15), что и в июне 2016 года, при этом реальная ситуация на конец 2016 года оказалась хуже, чем они предполагали летом. Негативное влияние санкций отметили представители всех компаний, кроме IT и грузоперевозок.

В ноябре 2016 года предприниматели были более сдержаны в оценках ситуации на ближайшие шесть месяцев (9), чем в июне этого года. Однако позитивные ожидания преобладают над негативными по всем бизнес-показателям, кроме прибыли и выручки, в первую очередь это связано с ожидаемым ростом бизнес-расходов в 2017 году (для соответствия требованиям №54-ФЗ (в редакции №290-ФЗ) предприниматели должны будут заменить парк контрольно-кассовой техники) и налоговой нагрузки.

В последнее время малому и среднему бизнесу у нас в стране уделяется довольно много внимания. и , относящиеся к данным бизнес-категориям, могут пользоваться некоторыми льготами, среди которых:

  • возможность использования налоговых спецрежимов, пониженных налоговых ставок и прочих льгот налогового характера;
  • право применять упрощенные процедуры и формы бухгалтерской и статической отчетности;
  • возможность участия в проектах господдержки малого бизнеса и получения субсидий из госбюджета.

В последнее время факт отнесения субъекта к малому бизнесу приобрел большое значение в сфере госзакупок: таким участникам объявленных запросов предложений при других равных условиях дают приоритет перед конкурентами. Некоторые конкурсы изначально проводятся с условием, что подать заявку на участие в них можно только субъектам малого / среднего бизнеса, при этом свой статус требуется подтвердить.

Как определить, к какой категории предпринимателей вы относитесь? Критерии, позволяющие отнести ИП или юрлицо, к какой-либо из категорий указаны в Федеральном законе № 209-ФЗ от 24.07.2007 г., направленном на развитие малых форм предпринимательства в стране.

В 2015 году критерий по размерам выручки увеличили в два раза, а в 2016 году в закон внесли еще одно изменение, которое начало действовать с августа. Теперь вместо выручки от реализации следует брать весь доход от предпринимательской деятельности.

Важно! Доход от предпринимательской деятельности рассчитывается по правилам НК РФ. То есть вы просто берете его значение из декларации по / ЕНВД / налогу на прибыль в зависимости от режима.

Объединим критерии в одну таблицу:

Критерии Содержание Значение критерия
Структура капитала (только для юрлиц) Суммарная доля участия в уставном капитале:

РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, общественных и религиозных организаций, благотворительных организаций и фондов

Не более 25%
Доля участия в уставном капитале иностранных юрлиц, суммарная доля участия, принадлежащая одной или нескольким юрлицам, которые не являются субъектами малого / среднего бизнеса Не более 49%
Количество работников Средняя численность работников за предшествующий календарный год До 15 – микропредприятия;

От 16 до 100 – малый бизнес;

От 101 до 250 – средний бизнес

Доход от предпринимательской деятельности Доход от предпринимательской деятельности, рассчитанный в соответствии с НК РФ До 120 млн руб. – микропредприятия;

До 800 млн руб. – малый бизнес;

До 2 млрд руб. – средний бизнес

Юрлица используют все три критерия, ИП – только два: численность работников и размеры дохода.

В численности необходимо учесть всех работников, включая тех, кто работает по ГПД, на совмещении должностей. Работники филиалов / представительств / обособленных подразделений юрлиц также должны быть посчитаны.

Предельное значение доходов было изменено еще в июле 2015 года, прошлые лимиты Правительство РФ увеличило вдвое: ранее они составляли 60, 400 и 1 000 млн рублей соответственно.

Отдельно отметим, что для получения статуса малого бизнеса, ИП или юрлицо должны соответствовать указанным критериям на протяжении трех лет (этот срок также увеличен последним Постановлением Правительства РФ, ранее он составлял два года). Аналогичная ситуация складывается и при утрате статуса малого предприятия и переходе в разряд следующей бизнес-категории. То есть, если ли вы сейчас относитесь к малому бизнесу, то даже при превышении лимита по численности или выручке в следующем году, вы все равно будете являться малым предприятием. Для перехода в группу среднего бизнеса, лимиты должны нарушаться на протяжении трех лет.

В связи с последними изменениями, теперь статус малого предпринимательства подтверждать не нужно – он автоматически присваивается исходя из данных ваших налоговых деклараций. При этом для анализа берутся доходы из декларации за предшествующий год.

Из последних новостей стоить еще отметить, что с августа 2016 года ФНС формирует реестр малого бизнеса, куда заносит всех, кто к нему относится. Это опять же упростит работу для малых предприятий, так как для получения положенных им льгот не придется предоставлять дополнительные документы: наличие компании в реестре уже подтверждает его принадлежность к малому бизнесу.

Реестр доступен на сайте Налог.ру .

Здесь вы можете через сервис «Поиск по реестру» посмотреть данные по себе или своим контрагентам. Для этого в поле поиска нужно ввести ИНН или ОГРН или ОГРНИП или наименование юрлица или ФИО ИП.

Отношения в сфере развития МСП регулируются нормами закона «О развитии…» от 24.07.2007 № 209-ФЗ. В ч. 1 статьи 4 указанного нормативного акта устанавливается, что к субъектам МСП относятся лица (хозобщества, партнерства, компании по производственной кооперации, сельхозфермы и ИП), прошедшие госрегистрацию в соответствии с действующим законодательством и отвечающие ряду требований.

Перечень условий, соответствие которым дает право относиться к субъектам МСП, установлен в ч. 1.1. ст. 4 закона № 209-ФЗ и состоит из 4 показателей (о них мы расскажем чуть позже).

Помимо базового нормативного акта в пакет документации в области применения показателей относимости к субъектам МСП включаются иные акты и письма, в том числе:

  • письмо ФНС России от 18.08.2016 № 14-2-04/0870@;
  • правила, утвержденные постановлением Правительства РФ от 08.12.2014 № 1335;
  • постановление Правительства РФ «О предельном…» от 22.11.2017 № 1412;
  • постановление Правительства РФ «О предельных…» от 04.04.2016 № 265.

Кроме того, разрешить данный вопрос помогает судебная практика, например:

  • постановление 9-го арбитражного апелляционного суда от 19.07.2017 № 09АП-20234/2017 по делу № А40-227420/16;
  • определение ВС РФ от 19.10.2017 № 305-КГ17-16725 по делу № А40-216724/2016.

Критерии субъектов малого и среднего предпринимательства в 2020 году

К обстоятельствам, позволяющим причислить бизнесменов к субъектам МСП, относятся (ч. 1.1 ст. 4 закона № 209-ФЗ):

Не знаете свои права?

  1. Один из приведенных ниже показателей (для хоз. обществ или партнерств):
  • совокупное долевое участие государства, религиозных и/или общественных организаций, благотворительных и прочих фондовых компаний в складочном капитале ООО составляет не более 25%, с совокупным процентом собственности зарубежных компаний или фирм, не относящихся к субъектам МСП, не более 49%;
  • отнесение ценных бумаг фирмы к акциям инновационного экономического кластера;
  • осуществление деятельности, связанной с применением результатов интеллектуального творчества, что является ключевым видом деятельности, если правообладателями на такие результаты являются государственные научные учреждения, государственные организации высшего образования;
  • наличие у организации статуса участника проекта ИЦ «Сколково»;
  • принадлежность учредителей компании к организациям, оказывающим господдержку инновационной деятельности и относящихся к публичным акционерным обществам (ПАО) с госсобственностью в складочном капитале от 50%; обществам, в которых указанные ПАО правомочны распоряжаться пакетом более 50% голосующих акций; гос. корпорациям; компаниям, созданным в результате реорганизации РК нанотехнологий.
  1. Среднесписочная численность трудового коллектива не превышает установленных предельных показателей.
  2. Суммированный доход не превышает предельных нормативов, установленных для каждой группы субъектов МСП.

Средний и малый бизнес — критерии отнесения в 2020 году по численности штата

Согласно п. 2 ч. 1.1 ст. 4 закона № 209-ФЗ, если фигуранты соотносятся с одним из условий п. 1 ч. 1.1 ст. 4, перечисленных выше, то для признания этих лиц субъектами МСП среднесписочное количество членов трудового коллектива не должна превышать:

  • для микропредприятий — 15 человек;
  • для мелких предприятий — 100 человек;
  • для средних коммерсантов — 250 человек.

При этом в отношении некоторых компаний среднего предпринимательства имеется уточнение, в соответствии с которым Правительством РФ могут быть установлены иные нормативы среднесписочного количества (п. 2.1 ч. 1.1 ст. 4 закона 209-ФЗ). К таким фигурантам относятся коммерсанты, ключевым видом предпринимательства для которых (при доходной доле от этого производства не менее 70% в общей сумме) является:

  1. Выработка текстильных изделий.
  2. Изготовление одежды.
  3. Производство кожи и кожаных изделий (обрабатывающее производство).

Конечный показатель среднесписочной численности для указанных фигурантов установлен постановлением Правительства РФ «О внесении изменений…» от 22.11.2017 № 1412 с 05.12.2017 — не более 1000 сотрудников.

Субъект среднего и малого предпринимательства - критерии 2020 года, касающиеся дохода

Доход, который позволяет относить к субъектам МСП лиц, подпадающих под критерии п. 1 ч. 1.1 ст. 4 закона № 209-ФЗ, определен в п. 3 ч. 1.1 ст. 4. Однако рассматриваемая норма является отсылочной и лишь указывает, что пограничные значения указанного показателя устанавливаются Правительством РФ.

Постановлением же Правительства РФ от 04.04.2016 № 265 с 01.08.2016 введены следующие максимальные объемы доходной части предпринимательской деятельности за прошедший год для субъектов МСП:

  • для микропредприятий — 120 млн руб.;
  • для малых предприятий — 800 млн руб.;
  • для средних предприятий — 2 млрд руб.

Порядок применения критериев малого и среднего бизнеса

Помимо непосредственно показателей, по которым может определяться статус фигуранта как субъекта МСП, ст. 4 закона № 209-ФЗ содержит ряд правил, разъясняющих порядок применения этих условий (чч. 3-5 ст. 4):

  1. Группа субъекта МСП определяется исходя из значения одного из условий, приведенных в ст. 4 закона № 209-ФЗ (по доходу или по среднесписочной численности сотрудников).
  2. Если на статус субъекта МСП претендует индивидуальный предприниматель, не имевший в отчетном (прошлом) году сотрудников, для определения принадлежности применяются критерии малого бизнеса, касающиеся величины полученного дохода.
  3. Общества и ИП, созданные и/или зарегистрированные в период с 1 августа текущего года по 31 июля следующего за ним (далее — вновь созданные коммерсанты) и ИП с патентной системой налогообложения относятся к микропредприятиям.
  4. Если соучастник проекта ИЦ «Сколково» освобожден от обязанности по представлению налоговых отчетов, его группа принадлежности к субъектам МСП определяется исходя из среднесписочной численности сотрудников.
  5. Коррекция категории субъекта МСП происходит последовательно в случае повышения или снижения предельных нормативов. При этом учитываются показатели за 3 года.
  6. Изменение категории вновь созданного коммерсанта (как организации, так и ИП) происходит с учетом показателей, перечисленных в ст. 4 закона № 209-ФЗ, при исключении из реестра субъектов МСП указания на то, что конкретный фигурант является вновь созданным коммерсантом.
  7. Вновь созданные/зарегистрированные коммерсанты, внесенные в реестр субъектов МСП, заявляют о соответствии условиям отнесения к субъектам МСП по форме, утвержденной приказом Минэкономразвития России от 10.03.2016 № 113. Тем самым они дают повод для отнесения их к той или иной группе.

Малый, средний и крупный бизнес — сравнение критериев 2020 года

Микропредприятия, малый и средний бизнес следует разграничивать между собой. Также необходимо четко определять границы между названными лицами и крупным бизнесом, т. к. это имеет значение для оценки наличия или отсутствия прав на меры поддержки, установленные законом № 209-ФЗ.

Очевидно, что если фигурант не подпадает под условия, определенные в ст. 4 закона № 209-ФЗ, то внести его в реестр субъектов МСП нельзя. Таким образом, к крупному бизнесу можно отнести коммерсантов:

  • не отвечающих хотя бы одному из требований, перечисленных в п. 1 ч. 1.1 ст. 4 того же закона;
  • имеющих коллектив, среднесписочная численность которого превышает 250 единиц;
  • имеющих доход за прошедший период более 2 млрд руб.

Таким образом, в отношении среднего и малого бизнеса критерии в 2020 году, так же как и ранее, четко регламентированы законом № 209-ФЗ, что дает возможность четко разграничить субъектов предпринимательства между собой. Так как положения данного закона достаточно сложны для понимания, в статье мы изложили их в доступной форме.

Малый бизнес в России пользуется особыми, предназначенными только для него, льготами. Государство идёт на то, чтобы уменьшить налоговую и административную нагрузку малого бизнеса, получая взамен рост занятости населения и снижение социальной напряжённости. Что означает определение «субъекты малого предпринимательства» и кто к ним относится в 2020 году?

Субъект малого предпринимательства - это российская коммерческая организация или индивидуальный предприниматель, которые нацелены на получение прибыли. В эту категорию также попадают:

  • крестьянские (фермерские) хозяйства;
  • производственные и сельскохозяйственные кооперативы;
  • хозяйственные партнерства.

Некоммерческая организация, а также унитарное муниципальное или государственное учреждение не является субъектом малого бизнеса.

Кто относится к субъектам МСП

Критерии отнесения к субъектам малого предпринимательства в 2020 году устанавливает государство. Основные требования, при соблюдении которых возможно отнесение бизнесмена к субъектам малого и среднего предпринимательства (МСП), касаются численности работников и размера получаемого дохода. Кто является МСП, т.е. относится к субъектам малого предпринимательства, определяет закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ в статье 4. Рассмотрим эти критерии с учётом нововведений.

Благодаря поправкам, внесённым в закон № 209-ФЗ, большее количество предприятий и ИП могут быть причислены к малому бизнесу.

  • Максимально допустимая сумма годовой выручки без НДС за предыдущий год для микропредприятий выросла с 60 до 120 млн рублей, а для малых предприятий - с 400 до 800 млн рублей.
  • Возросла разрешённая доля участия в уставном капитале малого предприятия других коммерческих организаций, не являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства - с 25% до 49%.

А вот допустимая среднесписочная численность работников не изменилась: не более 15 человек для микропредприятий и не более 100 человек для малого предприятия.

В отношении индивидуальных предпринимателей действуют такие же критерии разделения на категории бизнеса: по годовой выручке и численности работников. Если у ИП нет работников, то его категория МСП определяется только по размеру выручки. А всех предпринимателей, работающих только на патентной системе налогообложения, относят к микропредприятиям.

Продлён период, в течение которого бизнесмен продолжает считаться субъектом МСП, даже если им был превышен допустимый лимит по численности работников или полученной выручке. До 2016 года это было два года, а теперь - три. Например, если лимит был превышен в 2017 году, то организация утратит право считаться малой только в 2020 году.

Как быть в ситуации, если статус малого предприятия утрачен из-за достижения действовавшего ранее лимита в 400 млн рублей, ведь он ниже установленного сейчас? Минэкономразвития считает, что после вступления в силу акта Правительства РФ от 13.07.15 № 702, такое предприятие может вернуть статус малого, если годовая выручка не превышает 800 млн рублей.

Государственный реестр субъектов МСП

С середины 2016 года действует Единый реестр субъектов малого и среднего бизнеса. На портале Федеральной налоговой службы размещён перечень, в которой включены все субъекты малого и среднего предпринимательства РФ. Сведения о субъектах МСП вносятся в реестр автоматически, на основании данных из ЕГРЮЛ, ЕГРИП и налоговой отчётности.

В открытом доступе находится следующая обязательная информация:

  • наименование юридического лица или полное имя ИП;
  • ИНН налогоплательщика и его место нахождения (жительства);
  • категория, к которой относятся субъекты малого и среднего предпринимательства (микро, малое или среднее предприятие);
  • сведения о кодах деятельности по ОКВЭД;
  • указание на наличие лицензии, если вид деятельности бизнесмена относится к лицензируемым.

Кроме того, по заявлению бизнесмена, относящегося к субъектам малого и среднего предпринимательства, в реестр можно внести дополнительные сведения:

  • о производимой продукции и ее соответствии критериям инновационной или высокотехнологичной;
  • о включении субъекта МСП в программы партнёрства с государственными заказчиками;
  • о наличии контрактов, заключённых в качестве участника госзакупок;
  • полную контактную информацию.

Чтобы передать в Единый реестр эти данные, надо авторизоваться в сервисе передачи информации с помощью усиленной квалифицированной электронной подписи.

После формирования официального реестра субъекты малого бизнеса больше не обязаны подтверждать документами, что соответствуют этому статусу для участия в программах господдержки. Раньше для этого требовалось предоставлять годовую бухгалтерскую и налоговую отчётность, отчёт о финансовых результатах, сведения о среднесписочной численности работников.

Проверить сведения, относящиеся к субъектам малого и среднего предпринимательства, и их достоверность можно, сделав в Реестре запрос информации по ИНН или наименованию. Если вы обнаружите, что данных о вас нет или они недостоверны, то надо направить оператору Реестра заявку на проверку сведений.

Что даёт статус субъекта малого бизнеса

Как мы уже говорили, государство создаёт для микро- и малого бизнеса особые льготные условия предпринимательской деятельности, преследуя следующие финансовые и социальные цели:

  • обеспечить выход из тени и самозанятость лиц, оказывающих услуги населению, занятых мелким производством, работающим по типу фриланса;
  • создать новые рабочие места и снизить за счет роста благосостояния населения социальную напряжённость в обществе;
  • уменьшить расходы из бюджета на пособия по безработице, медицинскому страхованию и пенсионному обеспечению официально неустроенных лиц;
  • развить новые виды деятельности, особенно в сфере инновационных производств, не требующих значительных затрат.

Проще всего этих целей можно добиться, сделав процедуру госрегистрации простой и быстрой, снизив административное давление на бизнес, уменьшив налоговую нагрузку. Кроме того, на деятельности начинающих предпринимателей хорошо сказывается целевое финансирование в виде безвозвратных субсидий.

Основной перечень преференций для субъектов малого предпринимательства выглядит так:

  1. Налоговые льготы. Специальные режимы налогообложения (УСН, ЕНВД, ЕСХН, ПСН) позволяют работать на сниженной налоговой ставке. С 2016 года региональные власти вправе дополнительно снижать налоги на ЕНВД (с 15% до 7,5%) и на УСН Доходы (с 6% до 1%). На УСН Доходы минус Расходы возможность снижать ставку с 15% до 5% существует уже не первый год. Кроме того, с 2015 по 2020 годы индивидуальные предприниматели, впервые зарегистрированные после вступления в силу регионального закона о , вправе в течение двух лет вообще не платить налог на режимах ПСН и УСН.
  2. Финансовые льготы. Это прямая финансовая господдержка в виде грантов и безвозмездных субсидий, выдаваемых в рамках общероссийской программы, действующей до 2020 года. Финансирование можно получить на возмещение затрат по лизингу; процентов по займам и кредитам; на участие в конгрессно-выставочных мероприятиях; проектов по софинансированию (до 500 тысяч рублей).
  3. Административные льготы. Здесь имеются в виду такие послабления, как упрощённый бухучёт и кассовая дисциплина, надзорные каникулы (ограничение количества и продолжительности проверок), возможность оформлять с работниками срочные трудовые договоры. При участии в госзакупках действует специальная квота для представителей малого бизнеса - не менее 15% совокупного годового объёма закупок государственные и муниципальные учреждения обязаны производить у них. При получении кредитов поручителями малого бизнеса выступают государственные .

Статьи по теме