Нужно ли проводить специальную оценку условий труда малому бизнесу и индивидуальным предпринимателям? Специальная оценка условий труда (соут): зачем она нужна и кто ее проводит Специальная оценка условий труда кто должен проходить

31 декабря 2018 года заканчивается период проведения специальной оценки условий труда. Работодателей, которые не успеют закончить процедуру спецоценки (СОУТ), могут оштрафовать на сумму до 200 тысяч рублей.

Предлагаем вашему вниманию ответы на 10 самых распространенных вопросов о спецоценке.

Какие работодатели могут не проводить спецоценку?

Абсолютно все работодатели должны провести спецоценку. Проведение СОУТ не зависит от:

  • организационно-правовой формы, т.е. все коммерческие и некоммерческие организации, а также государственные и частные предприятия, государственные и частные учреждения обязаны провести спецоценку;
  • количества работников, т.е. даже если работник всего один, СОУТ обязательна;
  • применяемой системы налогообложения – налогоплательщики на всех режимах обязаны проводить спецоценку;
  • размера полученной выручки – даже субъекты малого и среднего предпринимательства должны проводить спецоценку.

Должен ли ИП проводить спецоценку рабочих мест?

Если у индивидуального предпринимателя есть хотя бы один наемный работник, он обязан провести спецоценку.

По прежнему законодательству работодатель не должен был проводить аттестацию рабочих мест. Нужно ли сейчас проводить спецоценку?

Несмотря на то, что законодательство о СОУТ пришло на смену нормам об аттестации рабочих мест по условиям труда, основания для проведения спецоценки отличаются.

Если аттестацию по условиям труда нужно было проводить только при наличии вредных условий, то спецоценка обязательна при любых условиях работы.

Если у работодателя нет вредных работ (должностей), можно ли не проводить спецоценку?

Работодатели обязаны проводить СОУТ независимо от того, есть у них вредные или опасные работы или нет.

При этом спецоценка в отношении рабочих мест сотрудников, должности которых включены в списки для назначения досрочной пенсии, должна была быть проведена еще до 1 января 2015 года.

В организации есть только генеральный директор, который является единственным учредителем. Нужно ли проводить спецоценку?

Даже если у работодателя только один работник, он обязан провести спецоценку.

Следовательно, если с генеральным директором заключен трудовой договор, то проведение СОУТ обязательно.

Если трудовой договор не заключен, а обязанности генерального директора учредитель возложил на себя приказом, то можно обойтись без спецоценки.

Нужно ли проводить спецоценку рабочих мест бухгалтера, гендира и других офисных работников?

В отношении абсолютно всех рабочих мест необходимо провести специальную оценку (в том числе бухгалтера и руководителя).

Послабление есть в том, что среди аналогичных рабочих мест (например, все сотрудники бухгалтерии, работающие в одном или в схожих кабинетах) можно оценить только 20%, но не менее 2.

Нужно ли проводить спецоценку в отношении рабочих мест сотрудников с разъездным характером работы?

Рабочие места с разъездным характером оцениваются в том же порядке, что и стационарные рабочие места.

Спецоценку можно не проводить только в отношении:

  • надомников;
  • дистанционных работников;
  • лиц, работающих у граждан, которые не являются ИП.

Если со всеми сотрудниками заключен договор гражданско-правового характера, нужно ли проводить спецоценку?

Нет, спецоценка проводится только в отношении рабочих мест тех работников, с которыми заключен трудовой договор.

Следовательно, если у организации или ИП работают только исполнители по гражданско-правовым договорам, проводить СОУТ организация или ИП не обязаны.

Спецоценка проводится только один раз или ее придется проводить регулярно?

Специальная оценка условий труда проводится не реже чем каждые 5 лет.

Срок исчисляется с момента утверждения отчета о проведенной спецоценке.

Какая ответственность наступает за непроведение спецоценки?

За непроведение спецоценки налагается административный штраф:

  • на должностных лиц – от 5 000 до 10 000 рублей;
  • на ИП – от 5 000 до 10 000 рублей;
  • на организации – от 60 000 до 80 000 рублей.

Если нарушение будет повторным, штрафы возрастают:

  • на должностных лиц – от 30 000 до 40 000 рублей;
  • на ИП – от 30 000 до 40 000 рублей;
  • на организации – от 100 000 до 200 000 рублей.

Вопросам проведения специальной оценки посвящен раздел в

С 2014 года все работодатели (компании и ИП) обязаны проводить . В статье показаны виды работников, когда специальная оценка условий труда не требуется. Стоит отметить, что результаты проведенной аттестации рабочих мест за предыдущие годы будут считаться действительными в течение пяти лет с момента проведения. Иными словами, если в вашей фирме проводилась аттестация, к примеру, в 2012 году, то специальная оценка по труду понадобится лишь в 2017 году. Крайний срок проведения специальной оценки условий труда - 31.12.2018 г.

Спецоценка условий труда в офисе или ликвидируемой организации

Компания в стадии ликвидации, нужно проводить СОУТ?

Пока не исключили из ЕГРЮЛ - могут придраться.

Нужно ли проводить спецоценку условий труда в отношении рабочих мест офисных работников (управленческого персонала)?

Да, нужно. Специальная оценка условий труда проводится в отношении условий труда всех работников, работающих в организации или у индивидуального предпринимателя. Исключение составляют надомники и дистанционные работники (ст. 3 Федерального закона от 28.12.13 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда»).

Прошел слух, что будет отказано в приеме годовой бухгалтерской отчетности тем налогоплательщикам, которые не заботились проведением СОУТ. Телефонные звонки с такими угрозами начали получать бухгалтеры.

Под эгидой СОУТ коммерческие фирмы пытаются продать свои услуги.

Что касается отчета 4-ФСС, то в нем данные по СОУТ отражаются на начало года , а значит данные о проведенной в этом году спецоценке появятся в отчете за 1 квартал 2019 года.




Какие рабочие места должны быть аттестованы?

По общему правилу, СОУТ включает в себя измерение опасных производственных факторов в ходе осуществления, например, штатных производственных процессов.

СОУТ необходимо провести на всех рабочих местах , даже на тех, где отсутствует фактор «вредности» (например, рабочее место бухгалтера, менеджера, директора), за некоторым исключением (см. ниже). В отношении рабочих мест, которые признаются аналогичными, достаточно провести СОУТ только в отношении 20% таких мест (но не менее двух рабочих мест). Поэтому по остальным рабочим местам результаты оценки будут распространяться автоматически (ст.9 Закона №426-ФЗ).

Важно! Например, если в компании работают шесть аудиторов, которые находятся в одной комнате, пользуются одинаковым оборудованием (компьютером, принтером и т.п.), то их рабочие места можно считать аналогичными и вместо шести оценить только два рабочих места.

Рабочие места менеджера и бухгалтера (разный функционал, должности) нельзя считать аналогичными и правило 20% (но не менее двух рабочих мест) в этом случае не действует.

Существуют и обстоятельства, согласно которым возникает необходимость в досрочной оценке. Они перечислены в п.1 ст.17 . К таким обстоятельствам относятся:

  • Выявленные профзаболевания, вызванные по причине влияния на работника вредных факторов производства.
  • Несчастные случаи на рабочем месте.

Переход от аттестации к спецоценке регламентируется статьей 27 Закона № 426-ФЗ. Закон № 426-ФЗ (п. 3 ст. 3) изменил перечень рабочих мест, которые подлежат специальной оценке. Различия в подходах к аттестации и к специальной оценке охарактеризованы в Таблице ниже.

к меню


ВАЖНО про СОУТ!!!

Штрафовать будут, начиная с 2019 года. Минимальный штраф - 60 тр. Данные об оценке приведены в таблице 5 .

Надо ли проводить СОУТ, если в организации числится только директор, а заработная плата не начисляется?

Работодатель должен исполнять обязанности, предусмотренные трудовым законодательством, в том числе законодательством о спецоценке условий труда (ст. 22 ТК РФ). Также на основании ч. 2 ст. 4 Федерального закона № 426‑ФЗ он обязан обеспечить проведение СОУТ.

Из приведенных норм видно, что для организации, в штате которой отсутствуют наемные работники, кроме директора, исключений не предусмотрено. Следовательно, необходимо провести СОУТ в отношении рабочего места директора.

Генеральный директор удаленным работником быть не может. Если есть аренда офиса, значит, есть и рабочее место.

Примечание : А вот если фирма зарегистрирована на жилой адрес прописки директора - то он уже надомник!

Роструд считает : есть аренда офиса - есть рабочее место, пусть не всех работников, но генерального директора - точно. И пусть аренда офиса, это вынужденные траты из-за юрадреса, а генеральный работает дома. Нужно платить - или за спецоценку, или штраф. Удаленным или надомником может быть любой работник, кроме генерального директора.

Есть старый, 2015 года комментарий Информационного портала Роструда "Онлайнинспекция.РФ", сентябрь 2015 г. на Гаранте... ссылка

С 2020 года автоматически пойдут штрафы за СОУТ

С 2020 года в автоматическом режиме начнут штрафовать предприятия с рабочими местами, которые действуют больше года и по которым нет информации о проведении СОУТ в системе ФГИС СОУТ.

Данные о СОУТ заносят в ФГИС СОУТ уже с 2014 года, но в первый год в систему попали не все результаты СОУТ. Поэтому точные данные, которые можно использовать. Чтобы наказать работодателей, которые не провели СОУТ, есть только с 2015 года. И автоматически штрафовать работодателей начнут с 2020 года.

До этого времени штраф грозит только предприятиям. Которые инспекция труда в 2019 году проверит по плану или вне плана. Сейчас Роструд готовит проекты НПА. Которые будут регулировать, как инспекция будет привлекать предприятия в автоматическом режиме.

Компании, кто обязан провести СОУТ

1 . Компании, которые в прошлые годы не проводили аттестацию рабочих мест либо проводили, но срок действия результатов уже закончился.

2 . Компании, в которых организованы новые рабочие места (не считая рабочих мест дистанционных работников и надомников) или изменился технологический процесс.

к меню

Как сэкономить на спецоценке условий труда

Компании могут один раз оценивать рабочие места с оптимальными и допустимыми условиями труда, а не каждые пять лет. Дальше такие места достаточно включать в декларацию соответствия. Эти и другие поправки внес Федеральный закон от 01.05.16 № 136-ФЗ в статью 11 закона 426-ФЗ, который действует с 01.05.2016 г.

После специальной оценки компания сдает в трудинспекцию . Раньше в декларацию включали только места без вредных факторов. Теперь компании декларируют рабочие места с оптимальными или допустимыми условиями труда.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ССЫЛКИ по теме

  1. По результатам специальной оценки труда работодатели подают декларацию. Образец и форма такой отчетности и порядок ее заполнения утверждены приказом Минтруда России от 7 февраля 2014 г. № 80н.

  2. Что выгоднее – провести специальную оценку труда или платить допвзносы? Как применять дополнительный тариф, если сотрудник совмещает два вида вредных работ? Проведение оценки условий труда.

В соответствии с законодательством РФ российские работодатели имеют обязательство по проведению спецоценки рабочих мест. В чем заключаются особенности данной процедуры? В какие сроки она проводится и из каких этапов может состоять?

Спецоценка или аттестация?

Прежде чем изучать, что представляет собой спецоценка условий труда, рассмотрим то, чем данный термин отличается от понятия «аттестация». Дело в том, что они часто рассматриваются как синонимы. Насколько это правомерно?

Фактически спецоценка условий труда — это процедура, которая была введена законодательством РФ вместо ранее действующей аттестации. Что это значит? Спецоценка — это во многом бывшая аттестация. С точки зрения основных процедур они действительно очень схожи, а вот по назначению близки.

Аттестация существовала до 2014 года. После была заменена спецоценкой. Однако до 2014 года понятие спецоценки также присутствовало в законодательстве РФ. Оно соответствовало процедуре оценки условий труда, которая должна была проводиться в целях освобождения организации от дополнительных перечислений в ПФР.

В 2014 году нормы права, регулирующие аттестацию и оценку труда, были фактически объединены и закреплены в отдельном нормативном акте. В итоге в правовом поле РФ сейчас используется термин «спецоценка условий труда», во многом объединяющий в себе признаки ранее действовавшей аттестации.

В этом смысле в ряде контекстов понятия, о которых идет речь, допустимо рассматривать как синонимичные, но не идентичные полностью. В числе тех правовых аспектов, которые сближают их — положение закона, в соответствии с которым фирма, которая провела аттестацию до вступления законов о спецоценке в силу, может не проводить новую процедуру в течение 5 лет с момента, когда была осуществлена первая.

Рассмотрим сущность спецоценки в современном понимании подробнее.

Что представляет собой спецоценка по условиям труда?

Под в современных нормативно-правовых актах понимается комплекс мероприятий, посредством которого выявляются факторы производства, классифицируемые как вредные или же опасные с точки зрения воздействия на организм сотрудника предприятия.

Проведение спецоценки условий труда должно проводиться на всех типах рабочих мест — включая те, что оборудованы привычными компьютерами и девайсами. Можно отметить, что ранее, когда проводилась аттестация, подобные позиции не подлежали анализу на предмет наличия опасных или вредных факторов.

По итогам проведения спецоценки получает тот или иной класс опасности либо вредности — в соответствии с критериями, закрепленными на уровне федеральных стандартов. В зависимости от соответствующего показателя определяется величина дополнительных взносов работодателя в ПФР.

Если спецоценка условий труда не выявила вредных или опасных факторов, то компания-работодатель должна уведомить об этом регулирующий орган — Роструд. Можно отметить, что ранее, когда действовала аттестация, подобной декларации в государственные ведомства направлять не требовалось.

Фирма-работодатель обязана провести спецоценку условий труда в отношении всех имеющихся рабочих мест, кроме тех, что классифицируются как дистанционные — то есть, тех, что расположены дома у сотрудников, работающих удаленно. Кроме того, не нужно проводить данную процедуру физлицам, которые выступают работодателями, но не являются ИП.

Субъекты спецоценки

Закон о спецоценке условий труда определяет перечень ее субъектов в составе:

Руководителя фирмы-работодателя;

Комиссии по реализации спецоценки;

Партнерской организации, что осуществляет основные процедуры в рамках оценки условий труда в фирме, являющейся работодателем.

Наибольшая степень ответственности за качество проведения специальной оценки исходя из положений регулирующих правовых актов, возложена на комиссию, что формируется компанией-работодателем, а также на представителей партнерской организации, которая осуществляет основные действия в рамках рассматриваемой процедуры.

Этапы спецоценки

В законодательстве определен также ряд этапов в рамках спецоценки условий труда:

Подготовительный, в рамках которого компания заключает контракт с организацией, выполняющей основную работу по исследованию условий труда,

Идентификационный, предполагающий выполнение внешним подрядчиком с соответствующим статусом своих действий, которые заключаются в оценке и на конкретных рабочих позициях,

Отчетный, предполагающий формирование специальных документов по итогам спецоценки условий труда.

Рассмотрим более подробно то, каким образом проводится рассматриваемая процедура. В числе важнейших ее этапов в рамках подготовки — установление правоотношений с фирмой, являющейся поставщиком услуг по выявлению вредных и опасных факторов на производстве.

Подготовка к спецоценке: контракт со специализированной фирмой

Спецоценка условий труда предполагает, таким образом, обращение организации-работодателя за помощью в компетентную организацию. Необходимо заключить с ней договор. Сколько может стоить в данном случае спецоценка условий труда? Стоимость контракта определяется на договорной основе исходя из:

Общего количества рабочих мест в компании;

К фирмам, оказывающим услуги по спецоценке для работодателей, законодатель устанавливает особые требования. Так, тот факт, что фирма выявляет вредные условия труда, а также различные опасные факторы производства, должен отражаться в перечне основных ее видов деятельности, что зафиксирован в государственных реестрах. В штате данной организации должны работать не менее 5 компетентных специалистов. При этом один из них, а лучше — если больше, имеет диплом об образовании по таким специальностям, как врач по гигиене, либо санитарно-гигиеническим исследованиям. Кроме того, организация, что проводит спецоценку для работодателей, должна иметь в распоряжении собственную лабораторию, в которой будут исследоваться вредные заказчиков.

После того как фирма-работодатель установила правоотношения с компетентной фирмой, подготовленной для проведение спецоценки, издается особый приказ — о формировании комиссии, которая будет организовывать рассматриваемое мероприятие, утверждает его график. Рассмотрим более подробно задачи, которые решает данная внутрикорпоративная структура.

Подготовка к спецоценке: комиссия

В состав комиссии, о которой идет речь, должны входить:

Руководитель фирмы-работодателя, его доверенные лица — чаще всего это начальники структурных подразделений компании, юристы;

Человек, отвечающий за решение вопросов по охране труда;

Представитель профсоюза — если сотрудники фирмы входят в него;

Представители компании, которая проводит спецоценку.

Общее количество участников комиссии, обеспечивающей проведение специальной оценки, должно быть нечетным. Стоит отметить, что, по мнению некоторых экспертов, представители фирмы, которая осуществляет по договору основные действия в рамках спецоценки условий труда, не должна рассматриваться как имеющая отношение к комиссии, о которой идет речь.

Одна из ключевых задач предприятия при формировании рассматриваемой внутрикорпоративной структуры — подбор компетентных кандидатов из числа штатных работников. Основной документ, в котором определяется перечень участников комиссии — издаваемый руководителем фирмы приказ. Спецоценка условий труда рассматривается как официальная процедура, проведение которой необходимо корректно зафиксировать в локальных нормативных актах. В соответствующем приказе фиксируется порядок деятельности комиссии, о которой идет речь. Как правило, данный документ наделяет рассматриваемую внутрикорпоративную структуру широким кругом полномочий. В числе таковых — принятие локальных нормативов, имеющих отношение к спецоценке условий труда.

Первая важнейшая задача комиссии по специальной оценке — формирование перечня внутрикорпоративных рабочих мест, на которых должны выявляться вредные или опасные факторы. Данный перечень впоследствии передается организации, с которой заключен контракт на оказание услуг по спецоценке. Следующий ключевой этап рассматриваемой процедуры — идентификационный. Изучим его особенности.

Идентификационный этап спецоценки

На данном этапе спецоценка условий труда предполагает, таким образом, идентификацию вредных или же опасных факторов в рамках рабочих мест. Данная процедура включает сопоставление условий производственной среды в фирме, а также характеристик трудового процесса с теми факторами, что отражены на уровне федеральных стандартов. То, каким образом осуществляется идентификация факторов, также закреплено в отдельных источниках права, и участники спецоценки обязаны следовать положениям, которые в них отражены.

Главную роль в рассматриваемой процедуры выполняет представитель организации, с которой фирма-работодатель заключила контракт на проведение специальной оценки рабочих мест. То, насколько компетентно он проведет свою работу, определяет оперативность и достоверность результатов спецоценки.

Стоит отметить, что идентификация в отношении ряда рабочих мест не проводится — их перечень определен отдельными положениями законодательства. Например, к таковым относятся те рабочие места, на которых сотрудники получают компенсации за вредные или опасные условия труда.

Представитель организации, которая проводит спецоценку, может запрашивать у фирмы-работодателя различные сведения из числа тех, что относятся к данным по производственному контролю. По итогам идентификационного этапа специальной оценки формируется заключение фирмы, с которой подписан контракт на осуществление рассматриваемой процедуры.

Результаты спецоценки

Рассмотрим более подробно то, как фиксируются результаты процедуры, о которой идет речь. После того как эксперты компетентной организации проводят свою работу в рамках идентификационного этапа, условия труда в фирме могут быть классифицированы как вредные либо опасные с присвоением им соответствующей категории. Если подобные факторы не выявлены, то работодатель должен составить декларацию о том, что условия труда в фирме соответствуют нормативам, закрепленным в законодательстве. Она будет действовать 5 лет. Можно отметить, что предусмотрен механизм продления данного срока — если на рабочих местах, где была проведена спецоценка, не произошли каких-либо инцидентов.

Декларацию, свидетельствующую о том, что спецоценка условий не выявила вредных или опасных факторов, нужно направлять в территориальное подразделение Роструда, в юрисдикции которого — территория, на которой осуществляет деятельность фирма-работодатель. Для этого нужно использовать установленную форму.

По итогам спецоценки формируются иные отчетные документы — за это может быть ответственна как партнерская организация, так и комиссия. Главная задача участников специальной оценки — зафиксировать ее итоги во всей доступной полноте и с указанием достоверных показателей.

Сроки проведения мероприятия

Как часто должна осуществляться спецоценка условий труда? Сроки проведения данной процедуры определены на уровне федерального законодательства. В общем случае она должна осуществляться не реже, чем 1 раз в 5 лет для конкретной группы рабочих мест. В случае если у фирмы есть действующая аттестация, но не проведена спецоценка, то вторая процедура должна быть инициирована сразу же после того, как истечет срок действия документа, подтверждающего проведение аттестации.

В случае если в фирме появляются новые рабочие места, то оценку условий труда на них нужно провести сразу же после их введения в производственные процессы. К таким рабочим местам относятся, как мы отметили выше, даже те, которые в общем случае не предполагают наличия вредных или опасных акторов. Так, спецоценка условий труда офисных работников проводится по тем же основаниям, что и в случае с исследованием на промышленных предприятия.

Спецоценка и страховые взносы

Как мы отметили выше, в зависимости от результатов рассматриваемой процедуры определяется величина страховых взносов предприятия в ПФР. Всего предусмотрено определение 4 классов опасности на рабочих местах. Чем он выше, тем более ощутимой будет платежная нагрузка на фирму. Конкретные ставки по отчислениям в ПФР установлены на уровне федеральных нормативных актов.

В частности, если проведение спецоценки условий труда показало, что рабочие места определены как опасные, то работодателю нужно будет уплачивать в ПФР дополнительный взнос в размере 8%. Если соответствующие факторы классифицированы как вредные — имеет значение их подкласс. Есть минимальный, и он предполагает уплату дополнительных взносов в ПФР в размере 2%. Есть максимальный — в соответствии с ним платежная нагрузка составляет 2%.

В случае если спецоценка позволила отнести рабочие места к тем, на которых уровень опасности или вредности допустимый либо оптимальный, то дополнительные взносы в ПФР фирма не уплачивает.

Санкции за неосуществление спецоценки

Что будет, если фирма забудет провести спецоценку условий труда или сознательно будет избегать ее проведения? На этот случай в законодательстве России определен ряд санкционных мер, которые закреплены в ст. 5.27.1 КоАП РФ. В соответствии с положениями данного источника права фирма может быть предупреждена в случае неосуществления спецоценки или же оштрафована.

Так, если человек ведет бизнес в статусе ИП, то он может быть оштрафован за игнорирование рассматриваемой процедуры на сумму в 5-10 тыс. рублей. Организация может получить взыскание на сумму 60-80 тыс. рублей.

Резюме

Итак, мы исследовали сущность такой процедуры, как спецоценка условий труда, сроки проведения данного мероприятия. В соответствии с законодательством РФ данную специальную оценку должны осуществлять все фирмы-работодатели, имеющие офисные или производственные рабочие места. Главное — определить класс опасности или вредности для них, которые повлияют на дополнительные отчисления в ПФР.

Для этого необходимо обратиться за помощью к внешнему поставщику услуг по оценке рабочих мест в компании. Соответствующая организация должна иметь необходимую компетенцию. Ее специалистами должна задействоваться эффективная методика. Спецоценка условий труда — ответственная процедура, и должна проводиться опытными экспертами.

Специальная оценка рабочих мест близка к аттестации. В ряде правоотношений по правовому статусу она ее заменяет: так, если до 2014 года в фирме была проведена аттестация, то в течение 5 лет с момента ее осуществления спецоценку в компании проводить не требуется. Исключение — появление в фирме новых рабочих мест.

По замыслу законодателя спецоценка заменяет аттестацию, а также дополняет ее правовыми признаками, которые характеризовали оценку условий труда, которая ранее применялась как отдельная процедура.

Если спецоценка не будет проведена, то на фирму-работодателя могут быть наложены штрафные санкции. Они могут быть выше, чем расходы на проведение такой процедуры, как спецоценка условий труда. Цены на нее, конечно, могут быть весьма существенны для бюджета компании. Но возможная экономия за счет отсутствия штрафов, а также снижения отчислений в ПФР может оказаться более важным аргументом.

В принципе, руководству фирмы вполне можно найти выгодный контракт на проведение такой процедуры, как спецоценка условий труда. Москва и другие крупные города являются в достаточной мере высококонкурентными рынками в тех сегментах, в которых оказываются услуги, о которых идет речь, поэтому многие фирмы готовы стать партнерами работодателей по приемлемым для обеих сторон правоотношений ценам.

Процедура специальной оценки условий труда (СОУТ) по ныне действующим правилам проводится с 2014 года. Никаких изменений правил в текущем году, по сравнению с прошлыми периодами, нет, но до 01-01-19 г. все фирмы обязаны провести оценку рабочих мест по новым правилам.

Не предусмотрел законодатель особенности проведения этой процедуры и для представителей малого бизнеса. СОУТ проводится специальными аккредитованными организациями, за плату. Существуют ситуации, при которых СОУТ фирме проводить и оплачивать не нужно. У малого предприятия больше, чем у представителей среднего и крупного бизнеса, возможностей сделать это.

Что такое СОУТ

Спецоценка условий труда – это обследование рабочих мест с целью выявления вредных факторов, влияющих на человеческий организм, и присвоения каждому рабочему месту класса риска. Оптимальные (класс 1.0) и допустимые (2.0) условия труда не предполагают каких-либо особенных действий со стороны работодателя. Однако если СОУТ выявила наличие вредных, опасных условий (3.0 и 4.0 классы), сотрудники, занимающие такие рабочие места, имеют право на повышенную оплату труда (4% и более от оклада, т. ставки) и сокращенную рабочую неделю (максимальная продолжительность — 36 часов).

Законодательная база, регламентирующая СОУТ и его результаты:

  • ФЗ №426 от 28-12-13 г. «о СОУТ»;
  • приказ Минтруда №33 от 24-01-14 г. (содержит методику проведения СОУТ);
  • приказ Минтруда №80 от 07-02-14 г. (содержит порядок подачи декларации по СОУТ);
  • ТК РФ, в частности ст. 147, 92 (защищает права сотрудников, если рабочим местам присвоены 3 и 4 класс по результатам СОУТ);
  • КоАП, в частности ст. 5.27.1 (регламентирует штрафы по СОУТ).

СОУТ на малых предприятиях, микропредприятиях проводится в соответствии с указанными документами.

До недавнего времени актуальные результаты аттестации по старым правилам приравнивались к результатам СОУТ. Однако уже с 01.01.2019 г. переходный период (ст. 27 ФЗ №426) заканчивается, а значит, до конца 2018 года провести спецоценку рабочих мест был обязан , по общему правилу, каждый работодатель, обеспечивающий сотрудников рабочими местами. Исключения есть, о них мы расскажем далее.

Как проводить СОУТ

Спецоценка условий труда проводится сторонней организацией, которая:

  • не зависит от работодателя (например, не является филиалом или представительством);
  • имеет СОУТ основным видом деятельности;
  • прошла аккредитацию в соответствии с приказом Минсоцразвития №205н от 01-04-10 г.;
  • имеет штат специалистов (5 и более), наделенных правом проводить такую оценку, минимум одного из них, имеющего соответствующее профильное образование по специальности (трудовая, общая гигиена, лабораторные исследования санитарно-гигиенического характера);
  • имеет укомплектованную для проведения СОУТ лабораторию.

Самостоятельно проводить такие исследования фирма не имеет права. Вместе с тем работодатель обязан сформировать внутреннюю комиссию, которая будет работать вместе с представителями сторонней организации. Согласно ст. 9 ФЗ №426 число членов комиссии должно быть нечетным.

Для малых предприятий установлено следующее:

  • в комиссии должен состоять руководитель (персонально) либо ИП;
  • в комиссии должен быть специалист по ОТ.

В последнем случае это может быть как сотрудник фирмы, прошедший соответствующее обучение, так и представитель сторонней организации, оказывающей услуги ОТ по договору. При наличии профсоюза нужно включить в комиссию его представителя (п. 9 пп. 3 ст.9 ФЗ №426).

Важно! При составлении перечня объектов СОУТ выделяют места с одинаковыми признаками: по профессии (должности), по расположению в сходных производственных зонах (помещениях) и др. Если такие места есть, то их оценку проводят не полностью, а только в размере 1/5 от общего числа. Количественно рабочих мест не может быть менее 2-х. Считается, что таким образом все аналогичные рабочие места прошли проверку (ст.16 п. 1 ФЗ №426).

По результатам проведения спецоценки сторонняя специализированная организация составляет документ – отчет, который подписывает комиссия. Возражения комиссии или одного из его членов, если они возникают, прилагаются к отчету.

Отчет нужен для:

  • списания затрат на проведение СОУТ;
  • планирования и списания затрат на ОТ;
  • формирования тарифа по ДСВ.

Новые рабочие места, в соответствии с законом, должны быть аттестованы в течение полугода. Такой же порядок действует, если технология, применяемая на каких-либо рабочих местах, была существенно изменена.

Важно! СОУТ проводится в разрезе рабочих мест, а не сотрудников. Если на малом предприятии один сотрудник совмещает несколько должностей, в соответствии со штатным расписанием определяют, сколько рабочих мест он занимает фактически. Проводят СОУТ по каждому рабочему месту.

По итогам спецоценки условий труда фирмой подается в территориальную инспекцию по труду декларация. Это нужно сделать не позднее 30 дней после того, как документ был утвержден.
Декларация действует 5 лет, этот срок можно продлить при отсутствии профзаболеваний и травматизма в рабочем коллективе.

Заполняется документ согласно приказу Минтруда №80н.

Сколько это стоит

Размер оплаты работы специализированных организаций, оказывающих услуги в области СОУТ, законодательством не регламентируется.

На цену оказывают влияние следующие основные факторы:

  • средняя рыночная стоимость услуг;
  • размер фирмы, число рабочих мест;
  • наличие или отсутствие негативных факторов и степень их влияния;
  • объем, полнота технической документации, описывающей негативные факторы.

На сегодняшний день рыночная цена за одно рабочее место составляет от 800-900 рублей и выше.

«Экономия» может дорого обойтись

ТК РФ (ст. 212) прямо обязывает работодателя проводить спецоценку условий работы сотрудников.

Законодатель и контролирующие органы рассматривают отказ от проведения СОУТ как нарушение прав персонала. Штрафы за это нарушение весьма велики. Если при этом брать в расчет размеры, количество рабочих мест на малых предприятиях, станет понятно, что нарушать закон руководителю невыгодно.

Размеры штрафных санкций (по тексту ст. 5.27.1 КоАП):

  • на руководство фирмы — от 5 до 10 т. рублей;
  • на фирму — от 60 до 80 т. рублей;
  • на предпринимателя — от 5 до 10 т. рублей.

Стоит отметить, что при повторном нарушении штраф на организацию может достигать 200 т. рублей, а на руководителя (и ИП) — до 40 т. рублей. Штраф на руководителя и юрлицо, которым он руководит, может быть выписан одновременно. Штраф может быть заменен приостановкой работы фирмы на срок до 90 суток.

Когда проводить СОУТ нет необходимости

СОУТ не проводится, если работник трудится на дому, работает дистанционно, трудится у физического лица (не ИП). Отсутствует необходимость проводить СОУТ в отношении вакантных рабочих мест – работники отсутствуют, условия их труда оценить невозможно.

Из сказанного следует, что если у объекта малого предпринимательства все работники выполняют свои обязанности дистанционно, а руководитель работает с документацией и решает проблемы функционирования фирмы из дома, оценка условий труда не требуется. Организационная структура, размеры МП и микрофирм позволяют без ущерба для бизнеса иметь такой «дистанционный» штат.

Итоги

  1. Спецоценку условий труда (СОУТ) подавляющему большинству хозяйствующих субъектов нужно завершить до конца текущего года.
  2. Для малых предприятий исключений не предусмотрено.
  3. Для проведения СОУТ заключают договор со специализированной сторонней организацией.
  4. Цены на услуги спецоценки не столь высоки, как штрафы за нарушение законодательства.
  5. Малые предприятия находятся в выгодном положении, поскольку имеют небольшое количество рабочих мест.
  6. Если в штате МП надомники или дистанционные работники, СОУТ они могут не проводить.

1. Организация, проводящая специальную оценку условий труда, должна соответствовать следующим требованиям:

1) указание в уставных документах организации в качестве основного вида деятельности или одного из видов ее деятельности проведение специальной оценки условий труда;

2) наличие в организации не менее пяти экспертов, работающих по трудовому договору и имеющих сертификат эксперта на право выполнения работ по специальной оценке условий труда, в том числе не менее одного эксперта, имеющего высшее образование по одной из специальностей - общая гигиена, гигиена труда, санитарно-гигиенические лабораторные исследования;

3) наличие в качестве структурного подразделения испытательной лаборатории (центра), которая аккредитована национальным органом по аккредитации в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации и областью аккредитации которой является проведение исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса, предусмотренных пунктами 1 - и - 23 части 3 статьи 13 настоящего Федерального закона, с учетом требований, установленных частью 4 статьи 12 настоящего Федерального закона.

(см. текст в предыдущей редакции)

1.1. Организация, допущенная в установленном порядке к деятельности по проведению специальной оценки условий труда, обязана передавать в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, следующую информацию в случаях:

1) сокращения в установленном порядке области аккредитации испытательной лаборатории (центра), являющейся структурным подразделением такой организации, с указанием исключенных из области аккредитации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса, указанных в пунктах 1 - и - 23 части 3 статьи 13 настоящего Федерального закона;

2) изменения состава экспертов организации, имеющих выданный в установленном порядке сертификат эксперта на право выполнения работ по специальной оценке условий труда.

1.2. Информация, предусмотренная частью 1.1 настоящей статьи, передается организацией, проводящей специальную оценку условий труда, в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, в течение десяти рабочих дней со дня наступления случаев, указанных в части 1.1 настоящей статьи, на бумажном носителе заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении либо в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, с приложением копий подтверждающих документов. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, рассматривает поступившую информацию в течение двадцати рабочих дней со дня ее регистрации.

1.3. В случае выявления фактов несоблюдения требований, установленных частью 4 статьи 12 настоящего Федерального закона и частью 1 настоящей статьи, деятельность организации, проводящей специальную оценку условий труда, приостанавливается до момента устранения выявленных нарушений и представления в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, копий документов, подтверждающих устранение выявленных нарушений.

2. Организация, проводящая специальную оценку условий труда, вправе проводить исследования (испытания) и измерения вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса, предусмотренных

Статьи по теме