Московский государственный университет печати. Основные этапы изготовления печатной продукции Основные этапы производства печатной продукции

При производстве печатной продукции можно выделить следующие этапы: набор текста, воспроизведение изобразительных материалов, макетирование, верстка, перенос изображения на носитель (процесс печати), послепечатные процессы.

Рассмотрим, как эти процессы изменялись с течением времени.

Набор. Начиная с древних времен (Китай, VIII в. н. э.) и доXVвека набор осуществлялся вырезанием в каменных плитах (литография) или в деревянных досках (ксилография) полного текста страницы, включая и изобразительное оформление. Способ этот был трудоемким. Плиты и доски быстро приходили в негодность, в связи с чем нужно было их возобновлять.

С изобретением И. Гуттенбергом отдельных литер изменился характер набора - теперь отпадал трудоемкий процесс вырезания текста в камне или дереве. Литеры были металлическими, поэтому они могли выдержать печать большого тиража. Принципиально этот процесс не изменился с изобретением линотипа. Текст, предварительно отпечатанный на пишущей машинке, снова набирался с клавиатуры линотипа и превращался в отливки в виде монолитных металлических строк с рельефной поверхностью. Затем эти металлические строки вставлялись в т. н. кассы, и таким образом получался образ целой страницы.

Появление компьютеров в корне изменило процесс набора. Хотя он и осуществляется с клавиатуры так же, как и при помощи линотипа, дальнейшая судьба набранного текста существенно отличается.

Воспроизведение изобразительных материалов. Использование изобразительных материалов, по-видимому, началось лишь в раннем средневековье. Да и то это были в основном буквицы, узорные заставки. Они вырезались в камне или в дереве одновременно с текстом.

С изобретением И. Гуттенбергом печатного станка ввод изобразительных материалов принял форму изготовления клише. В дальнейшем принципиально эта форма не менялась, менялись только технологии изготовления клише. Их вырезали на металлических пластинах на копировальных станках по типу токарного, изготавливали фотохимиографическим способом с дальнейшим тиражированием (пластмассовые клише).

Компьютерные технологии позволили отказаться от клише. Сегодня изобразительные материалы, будь то элементы оформления страницы, штриховые, черно-белые или цветные фотографии, помещаются в полосу издания на компьютере в процессе верстки.

Макетирование. В докомпьютерную эпоху процессымакетирования иверстки были разделены. Макетирование - это процесс композиционного размещения рисующих элементов на формате. Конечный результат - макет. Самый последний, подписанный в производство макет - оригинал-макет.

Макетирование происходило в редакции.

Верстка - это процесс размещения текстовых и иллюстративных блоков по полю формата с учётом дизайна макета и требований правописания. С появлением компьютерных технологий процессверстки переместился из типографии в редакцию и по времени совместился с процессоммакетирования .

Перенос изображения на бумагу (печатание). По определению печатание - это процесс переноса красящего вещества (печатной краски, тонера) с печатной формы на запечатываемый материал, как правило, на бумагу.

Полиграфическое исполнение издания - изготовление материального объекта с использованием ряда полиграфических процессов: допечатных, печатных (способ высокой, плоской, глубокой или трафаретной печати), брошюровочно-переплетных и отделочных. Уровень полиграфического исполнения издания во многом определяет его качество.

Печатная краска - это гетерогенная коллоидная система, состоящая из высокодисперсных частиц пигментов (лаковых пигментов), равномерно распределенных и стабилизированных в жидкой фазе связующего вещества.

Печатная форма - это поверхность пластины, плиты или формного цилиндра, изготовленных из самых разных материалов (светочувствительного слоя или фотополимера, металла, пластмассы, бумаги, дерева, литографского камня), которая служит для образования и сохранения изображения в виде отдельных участков, воспринимающих печатную краску (печатающих элементов) и не воспринимающих ее (пробельных элементов). Краска с печатающих элементов должна легко переходить на запечатываемый материал или на передаточное звено, например на офсетное полотно или на тампон, чтобы далее изображение было перенесено, как правило, на бумагу.

Печатающие элементы создают изображение на печатной форме. Они воспринимают краску и затем передают ее на бумагу или на промежуточное звено (офсетное полотно, тампон), создавая, таким образом, в процессе печатания красочное изображение на оттиске.

Пробельные элементы служат фоном для создания изображения на печатной форме. Они не воспринимают краску и, следовательно, в процессе печатания не передают элементы изображения на бумагу.

Чем резче и четче граница между пробельными и печатными элементами, тем качественнее печатная форма. Количество качественных оттисков, которое можно получить в процессе печатания до размывания (разрушения) этих границ, определяют в полиграфии как тиражестойкость печатной формы.

В зависимости от расположения печатных и пробельных элементов на печатной форме можно выделить четыре основных способа печатания: высокий, плоский (офсетный), глубокий и трафаретный.

Послепечатные процессы. Сюда относятсяброшюровочные процессы -сталкивание листов, разрезка, фальцовка, комплектовка блоков, скрепление тетрадей, накидка обложки, подрезка и отделочные процессы - лакировка оттисков, ламинирование, тиснение фольгой, штанцевание (фигурная высечка).

Контрольные вопросы:

    Что изобрел китайский ремесленник Би Шен?

    Кто придумал первый печатный станок?

    Кто впервые начал печатать славянские книги кириллическим алфавитом?

    Чем прославился Иван Федоров?

    Что такое литография?

    Что такое ксилография?

    Что такое инкунабула?

    Кто изобрел линотип?

    Для чего предназначен линотип?

    Чем отличаются процессы макетирования и верстки?

    Что такое печатная форма?

    Что включают в себя послепечатные процессы?

  • Накорякова К.М. Справочник по литературному редактированию для работников средств массовой информации (Документ)
  • Засурский Я.Н. (ред.) Техника дезинформации и обмана (Документ)
  • Фирсов Б.М. Пути развития средств массовой коммуникации (Документ)
  • Браславец Л.А. Социальные сети как средство массовой информации (Документ)
  • Bignell Jonathan. Postmodern media culture (Документ)
  • Комаровский В.С. Государственная служба и средства массовой информации (Документ)
  • Презентация - Факты о курении (Реферат)
  • Рашкофф Д. Медиавирус (Документ)
  • n1.doc

    Основные этапы полиграфического производства

    Современная полиграфическая технология включает три основных этапа, без которых не может обойтись ни одна типография: допечатный, печатный и послепечатный процессы.

    Допечатный процесс производства завершается созданием носителя информации, с которого текстовые, графические и иллюстрационные элементы могут быть перенесены на бумагу (изготовление печатной формы).

    Печатный процесс, или собственно печать, позволяет получать отпечатанные листы. Для их производства используются печатная машина и носитель подготовленной к печати информации (печатная форма).

    На третьем этапе полиграфической технологии, называемом послепечатным процессом, производятся заключительная обработка и отделка отпечатанных в печатной машине листов бумаги (оттисков) для придания полученной печатной продукции товарного вида (брошюра, книга, буклет и пр.).
    Допечатный процесс. На этой стадии должны быть получены одна или несколько (для многокрасочной продукции) печатных форм для печати определенного вида работ.

    Если печать однокрасочная, то формой может служить лист пластика или металла (алюминий), на который в прямом (читаемом) изображении нанесен рисунок. Поверхность офсетной формы обрабатывается таким образом, что, несмотря на то, что печатающие и непечатающие элементы находятся практически в одной плоскости, они воспринимают наносимую на нее краску избирательно, обеспечивая при печати получение оттиска на бумаге. Если требуется многокрасочная печать, то число печатных форм должно соответствовать числу печатных красок, изображение предварительно расчленяется с выделением отдельных цветов или красок.

    Основу допечатных процессов составляет цветоделение. Выделение составляющих цветов цветной фотографии или другого полутонового рисунка – это сложнейшая работа. Для выполнения такой сложной полиграфической работы необходимы электронные сканирующие системы, мощное компьютерное и программное обеспечение, специальные выводные устройства на фотопленочный или формный материал, различное вспомогательное оборудование, а также наличие высококвалифицированных, подготовленных специалистов.

    Такая допечатная система стоит не менее 500 - 700 тыс. долларов. Поэтому чаще всего с целью существенного сокращения инвестиций в организацию типографии прибегают к услугам специальных репродукционных центров. Они, имея все необходимое для выполнения допечатных работ, готовят по заказу комплекты цветоделенных диапозитивов, с которых можно выполнить комплекты цветоделенных печатных форм в обычной типографии.
    Печатный процесс. Печатная форма является основой печатного процесса. Как уже было сказано, в настоящее время в полиграфии широко распространен офсетный способ печати, который, несмотря на свое почти
    100 - летнее существование, постоянно совершенствуется, оставаясь доминирующим в полиграфической технологии.

    Офсетная печать осуществляется на печатных машинах, принцип работы которых был рассмотрен выше.

    Послепечатный процесс. Послепечатный процесс состоит из целого ряда важнейших операций, придающих отпечатанным оттискам товарный вид.

    Если печатались листовые издания, то их нужно подрезать и обрезать на определенные форматы. Для этих целей используется бумагорезальное оборудование, начиная от ручных резаков и заканчивая высокопроизводительными резальными машинами, рассчитанными на резку одновременно сотен листов бумаги всех распространенных на практике форматов.

    Для листовой продукции послепечатные процессы заканчиваются после разрезки. Сложнее обстоит дело с многолистной продукцией. Для того чтобы согнуть листы журнала или книги, необходимо фальцевальное оборудование, на котором происходит фальцевание (от нем. falzen – сгибать ) – последовательное сгибание отпечатанных листов книги, журнала и т.п.

    Если из отпечатанных и разрезанных на отдельные листы оттисков нужно сделать брошюру или книжку, состоящую из отдельных листов, их нужно подобрать один к другому. Для этого используется листоподборочное оборудование. Когда подборка закончена, получается толстая пачка рассыпающихся листов. Чтобы листы могли быть объединены в брошюру или книгу, необходимо их скрепить. В настоящее время наибольшее распространение получили 2 вида скрепления – проволочное и бесшвейное клеевое. Проволочное скрепление используется в основном для брошюр, т.е. печатных изданий от 5 до 48 страниц. Для скрепления проволочными скобами используют буклетмейкеры. Эти устройства могут использоваться отдельно или
    в комплексе с листоподборочными системами. Более сложные работы выполняются на специальных проволокошвейных машинах.

    Для скрепления большого количества листов используют клеевое скрепление, которое осуществляется или при помощи «холодного» клея – поливинилацетатной эмульсии, или горячего расплава термоклея. Корешок будущего книжного издания промазывают клеем, прочно удерживая листы до полного высыхания клея. Достоинства этой технологии состоят в хорошем внешнем виде книги, гибкости и стабильности книжного блока, прочности и долговечности.

    В работе мало- и среднетиражных типографий присутствуют аналогичные процессы. Однако в качестве основного печатного оборудования этих типографиях используются не офсетные машины, а дупликаторы, способные воспроизводить как одноцветные, так и многоцветные копии.

    Вопросы для повторения к первой теме

    1. Основные этапы становления полиграфической техники и технологии.

    2. Способы современной печати.

    3. Системы крупно- и среднетиражной печати.

    4. Системы малотиражной печати.

    5. Основные этапы полиграфического производства.

    Тема II
    ТЕХНИКА И ТЕХНОЛОГИЯ ФОТОГРАФИИ

    Становление фотографической техники и технологии

    Фотография – это теория и методы получения видимого изображения объектов на светочувствительных фотографических материалах – галогенсеребряных (AgHal) и несеребряных.

    Первоначально фотография возникла как способ фиксации портретных или создание натурных изображений, который занимал намного меньше времени, чем написание картины художником. Появление кино и цветной фотографии значительно увеличило ее возможности, и в ХХ веке фотография стала одним из важнейших средств информации и документирования. Разнообразие задач, решаемых с помощью фотографии, позволяет считать её одновременно разделом науки, техники и искусства.

    Широкое применение фотографии в жизни человека определяет и ее многоплановость. Различают фотографию черно - белую и цветную, художественную и научно - техническую (аэрофотография, микрофотография, рентгеновская, инфракрасная и др.), плоскостную и объёмную. Понятно, что любое фотографическое изображение само по себе является плоским, а его объёмность (в частности, в стереоскопической фотографии) достигается одновременной съёмкой объекта с двух близких точек и последующим рассматриванием сразу двух снимков (при этом каждого из них только одним глазом). Совершенно особым видом объёмной фотографии является голография: здесь способ записи оптической информации иной, чем в обычной фотографии.

    Истоки фотографии восходят к концу XV века, когда художники, в том числе и Леонардо да Винчи, использовали камеру - обскуру для проектирования изображения на бумагу или холст, которое затем зарисовывали.

    Фотография же в собственном смысле слова возникла намного позже. Прошло более трехсот лет, прежде чем появились сведения о светочувствительности некоторых веществ и возникли приёмы использования и сохранения изменений в таких веществах под действием света. В числе первых светочувствительных веществ в XVIII веке были открыты и исследованы соли серебра. В 1802 году Т. Уэджвуд в Великобритании получил изображение на слое азотнокислого серебра (AgNO 3), но не смог его закрепить.

    Датой рождения фотографии принято считать 7 января 1839 года, когда французский физик Д.Ф. Араго (1786 – 1853) сообщил Парижской академии наук об изобретении художником и изобретателем Л.Ж.М. Дагером (1787 – 1851) практически приемлемого способа фотографии, названного им дагеротипией. Однако этому процессу предшествовали опыты французского изобретателя Ж.Н. Ньепса (1765 – 1833), связанные с поиском способов фиксирования изображения предметов, получаемого под действием света. Так, первый сохранившийся отпечаток городского пейзажа, сделанный с помощью камеры - обскуры, был получен им в еще 1826 году. В качестве светочувствительного слоя, наносимого на оловянную, медную или посеребрённую пластинки, Ньепс использовал раствор асфальта в лавандовом масле. В 1827 году он направил в Британское Королевское общество «Записку по гелиографии», в которой сообщал о своем изобретении, и образцы своих работ. В 1829 году Ньепс заключил с Дагером договор об образовании коммерческого предприятия «Ньепс - Дагер» для совместной работы над усовершенствованием их способа. Дагер, продолжая разработки Ньепса, открыл в 1835 году способность паров ртути проявлять скрытое изображение на экспонированной йодированной несеребряной пластине, а в 1837 году уже зафиксировал видимое изображение. Разница в светочувствительности по сравнению с процессом Ньепса при использовании хлористого серебра составляла 1:120.

    Расцвет дагеротипии относится к 40 - 60 - м годам XIX века. Почти одновременно с Дагером о другом способе фотографии – калотипии (талботипии) сообщил английский учёный У.Г.Ф. Талбот (1800 – 1877). К фотографическим опытам он приступил в 1834 году и в 1835 году получил фотографию с помощью предложенного им ранее «фотогенического рисования». Патент на этот способ был выдан в 1841 году. В январе 1839 года, узнав об изобретении Дагера, Талбот попытался доказать свой приоритет. Его брошюра «Доклад по искусству фотогенического рисования, или Процесс, с помощью которого естественные объекты могут быть изображены без помощи кисти художника» явилась первой в мире публикацией по фотографии (вышла
    21 февраля 1839 г.). Существенным недостатком «фотогенического рисования» было длительное экспонирование.

    Сходство способов Дагера и Талбота ограничивалось использованием йодистого серебра в качестве фотослоя. В остальной технологии способы сильно различались: в дагеротипии получалось сразу позитивное зеркально отражающее серебряное изображение, что упрощало процесс, но делало невозможным получение копий, а в калотипии Талбота изготовлялся негатив,
    с помощью которого можно было делать любое число отпечатков. Т.е. способ Талбота, представляющий двухстепенную негативно - позитивную последовательность процесса, стал прототипом современной фотографии.

    Во времена Ньепса, Дагера и Талбота еще не было термина «фотография». Это понятие получило право на существование только в 1878 году, когда было внесено в «Словарь Французской академии». Большинство историков фотографии считают, что термин «фотография» был впервые использован англичанином Дж. Гершелем 14 марта 1839 году. Однако существует и иное мнение: впервые этот термин был использован немецким астрономом Иоганном фон Мадлером (25 февраля 1839 года.).

    Наряду с разработкой химико - фотографических процессов Дагер, Талбот и другие ученые работали над созданием и развитием фотографических аппаратов. Первые фотокамеры, разработанные ими, имели значительные размеры и массу. Так, камера Л.Ж.М. Дагера весила более 50 кг. Ф. Талбот, применяя объективы с более коротким фокусным расстоянием, смог изготовить камеры меньших размеров. Француз А. Селье в 1839 году сконструировал фотокамеру со складывающимся мехом, а также штатив и шаровую головку к нему, светозащитный тент, укладочный ящик, в который помещалось всё снаряжение фотографа.

    В 1841 году в Германии П.В.Ф. Фойхтлендер изготовил первую металлическую фотокамеру, оснащённую светосильным объективом И. Петцваля. Таким образом, конструкция большинства фотоаппаратов того периода представляла собой бокс - камеру, состоявшую из ящика с тубусом, в который был встроен объектив (фокусировка производилась выдвижением объектива), или камеру, состоявшую из двух ящиков, перемещавшихся один относительно другого (объектив устанавливался на передней стенке одного из ящиков). Дальнейшая эволюция фототехники для съёмок была связана с широким интересом к фотографии, что привело к разработке более лёгкого и транспортабельного фотоаппарата, получившего название дорожного, а также фотокамер разных типов и конструкций.

    Одновременно с модернизацией и совершенствованием фотографической техники шло развитие и химической технологии фотографии. Дагеротипия и талботипия уходят в прошлое. В 60 - 70 - х годах XIX века получает широкое распространение мокрый коллодионный процесс, который был предложен в 1851 году английским скульптором Ф.С. Арчером (1813 – 1857). Суть его состояла в том, что на стеклянную пластинку непосредственно перед фотографированием наносился раствор коллодиона, содержавший йодид калия. Однако малая светочувствительность фотослоя, необходимость приготовления его непосредственно перед съёмкой, а также то, что такая пластинка могла быть использована только в мокром состоянии, являлись существенными недостатками метода, к тому же применение его ограничивалось портретными работами в павильонах.

    Активные разработки по повышению светочувствительности и созданию сухих фотослоев привели к появлению сухих броможелатиновых пластинок. Это открытие сделал английский врач Р.Л. Мэддокс (1816 – 1902), опубликовавший в 1871 году статью «Эксперимент с желатиновым бромидом» о применении желатина вместо коллодиона в качестве связующего компонента для бромида серебра. Введение сухих бромосеребряных пластинок позволило разделить процесс фотографии на два этапа: изготовление фотослоев и использование готовых фотоматериалов для получения негативных и позитивных изображений.

    80 - е годы стали началом периода развития современной фотографии. Этому в значительной мере способствовало получение фотоматериалов достаточно высокой чувствительности. Действительно, если при гелиографии выдержка составляла шесть часов, дагеротипии – тридцать минут, калотипии – три минуты, мокром коллодионном процессе – десять секунд, то с применением бромосеребряной желатиновой эмульсии она уменьшалась до 1/100 секунды.

    Важную роль в развитии фотографии на галогенсеребряных фотослоях сыграло открытие в 1873 году немецким учёным Г. Фогелем (1834 – 1898) оптической сенсибилизации (от лат. sensibilis – чувствительный ). Он установил, что расширение спектральной области чувствительности слоев можно достичь введением в них красителей, поглощающих свет более длинных волн, чем галогениды серебра, которые избирательно чувствительны только к голубым, синим и фиолетовым лучам, т.е. коротковолновым лучам. Фогель показал, что добавление в эмульсию жёлто - красного красителя кораллина приводит к увеличению чувствительности к зелёным и жёлтым лучам. Спектральная сенсибилизация позволила не только улучшить передачу цветов при фотографировании, но и стала шагом в развитии цветной фотографии. Таким образом, к концу XIX века ломкие и тяжёлые стеклянные пластинки были заменены фотоматериалом на эластичной, лёгкой и прозрачной основе, инертной к химикатам.

    Американский фотолюбитель Г.В. Гудвин (182 – 1900) стал изобретателем фотоплёнки. В 1887 году подал заявку на изобретение «Фотографическая плёнка и процесс её производства». Создание фотоплёнки, а затем разработка Дж. Истменом (1854 – 1933) системы фотографии с использованием данного фотоматериала привели к изменениям в фотопромышленности, сделали фотографию доступной массовому потребителю как технически, так и экономически. Это изобретение имело очень большое будущее. Так,
    к 70 - м годам ХХ века около 90% всех выпускаемых AgHal - фотоматериалов составляли фотоплёнки. В современном ассортименте фотоматериалов плёнки обычно являются негативными, бумаги – позитивными.

    В современной фотографии распространение получил также и вариант черно - белой фотографии на AgHal - слое, основанный на процессе с «диффузионным переносом». В нашей стране этот процесс реализован в фотосистеме «Момент», за рубежом такие системы впервые разработала фирма «Поляроид» (США). Система включает крупноформатную (размер кадра 9 х 12 см) камеру, негативную AgHal - фотоплёнку, обрабатывающий раствор многоцелевого назначения, равномерно наносимый на поверхность плёнки при её перемотке в камере сразу после экспонирования, и приёмный, позитивный слой, прикатываемый к проявляющемуся негативному слою при той же перемотке. Вследствие высокой вязкости раствора процесс обработки является практически сухим и позволяет получать, не вынимая негативную плёнку из камеры, готовый высушенный отпечаток на приёмном слое за время порядка минуты после съёмки.

    Особую группу процессов на AgHal - фотослоях составляют процессы цветной фотографии. Их первоначальные этапы те же, что и в черно - белой фотографии, включая возникновение скрытого изображения и его проявление. Однако материалом окончательного изображения служит не проявленное серебро, а совокупность трёх красителей, образование и количество которых на каждом участке фотослоя контролируются проявленным серебром, само серебро впоследствии удаляется из изображения. Как и в черно - белой фотографии, здесь существуют как раздельный негативно - позитивный процесс с печатью позитивов либо на специальной цветной фотобумаге, либо на плёнке, так и прямой позитивный процесс на обращаемых цветных фото-
    материалах.

    Цветная фотография стала крупным шагом в развитии фотографических технологий. Первым, кто еще в1861 году указал на возможность применения цветовоспроизведения в фотографии, был английский физик
    Дж. К. Максвелл. Опираясь на трёхкомпонентную теорию цветового зрения, он предложил получать тот или иной заданный цвет. Согласно Максвеллу, любая многоцветная картинка может быть подвергнута цветоделению на синий, зелёный и красный диапазоны видимого спектра. Затем аддитивным синтезом указанные лучи могли быть спроецированы на экран. Результаты проведенных экспериментов показали, что, например, свет с преобладанием синих и зелёных лучей образует на экране голубой цвет, синих и красных – пурпурный, зелёных и красных – жёлтый, синие, зелёные и красные лучи равной интенсивности при смешении дают белый цвет.

    Цветоделение и аддитивный синтез (по Максвеллу) осуществлялись следующим образом. Объект снимали на три черно - белых негатива через синее, зелёное и красное стекло. Затем печатали на прозрачной основе черно - белые позитивы и пропускали через эти позитивы лучи того же цвета, что и применявшиеся при съёмке светофильтры, проецировали на экран три частичных (одноцветных) изображения, совмещением которых по контуру получали цветное изображение объекта съёмки. Аддитивные процессы нашли некоторое применение, например в первых вариантах цветного кино. Однако из-за громоздкости съёмочных и проекционных камер и сложности совмещения частичных изображений они постепенно утратили практическое значение.

    Более удобным оказался так называемый растровый метод. Окрашенные в синий, зелёный и красный цвета зёрна крахмала наносились на растры, которые располагались между стеклом или плёнкой и светочувствительным слоем. При съёмке окрашенные элементы растра служили цветоделящими микросветофильтрами, а в позитивном изображении, полученном путём обращения, – элементами цветовоспроизведения. Первые растровые фотоматериалы, так называемые автохромные пластинки, были выпущены в 1907 году фирмой «Люмьер» (Франция). Однако из - за плохой резкости полученных изображений, недостаточной яркости растровая цветная фотография уже
    в 30 - е годы ХХ века уступила место методам, основанным на так называемом субтрактивном принципе синтеза цвета.

    В этих методах используется тот же, что и в аддитивных процессах, принцип цветоделения, а цветовоспроизведение осуществляется вычитанием из белого света основных цветов. Это достигается смешением на белой или прозрачной основе различных количеств красителей, цвета которых являются дополнительными к основным – соответственно жёлтого, пурпурного, голубого. Так, смешением пурпурного и голубого красителей получают синий цвет (пурпурный из белого цвета вычитает зелёный цвет, а голубой – красный), жёлтого и пурпурного красителей – красный цвет, голубого и жёлтого – зелёный. Смешением равных количеств всех трех красителей получают чёрный цвет. Впервые (1868–1869) субтрактивный синтез цвета осуществил французский изобретатель Л. Дюко дю Орон.

    Наибольшее распространение в современной любительской и профессиональной кино - и фотосъёмке и цветной печати получили субтрактивные процессы на многослойных цветофотографических материалах. Первые такие материалы были выпущены в 1935 году американской фирмой «Истмен Кодак» и в 1938 году германской фирмой «Агфа». Цветоделение в них достигалось путём избирательного поглощения основных цветов тремя галогенсеребряными светочувствительными слоями, размещенными на единой основе, а цветное изображение – в результате так называемого цветного проявления с использованием органических красителей, основы которого были заложены немецкими химиками Б. Гомолька и Р. Фишером в 1907 и 1912 гг., соответственно.

    Цветное проявление осуществляется с помощью специальных проявителей на основе цветных проявляющих веществ, которые в отличие от черно - белых проявляющих веществ, не только превращают галогенид серебра в металлическое серебро, но и участвуют вместе с присутствующими в эмульсионных слоях цветными компонентами в образовании органических красителей.

    Наряду с широким распространением «серебряных» фотоматериалов
    в фотопроизводстве применяют и бессеребряные технологии, которые основаны на использовании светочувствительных слоев, не содержащих галогенидов или других соединений серебра. В них используют фотохимические процессы в веществе, растворённом в связующей среде, фотоэлектрические процессы на поверхности тонкого слоя электризованного полупроводника, фотохимические процессы непосредственно в полимерных плёнках и тонких поликристаллических слоях.

    Достоинством бессеребряных фотоматериалов является одно- или двухстадийная обработка, короткое время получения на них изображения, высокая разрешающая способность, дешевизна (в 4 раза дешевле черно - белых галогенидосеребряных). К недостаткам бессеребряных материалов относят низкую светочувствительность по сравнению с галогенидосеребряными фотоматериалами. Большинство из них чувствительны к свету только
    в УФ - области спектра, они плохо передают полутона. По этой причине они не применяются для прямой фотосъёмки, на них невозможно или трудно получать цветные изображения. Тем не менее бессеребряные фотоматериалы используются при микрофильмировании, копировании и размножении документов, отображении информации и других областях.

    Таким образом, последовательность действий при получении фотографии включает несколько стадий. Первая стадия состоит в создании на поверхности светочувствительного слоя распределения освещённостей, соответствующего изображению или сигналу. Под действием света в светочувствительном слое происходят химические или физические изменения, различные по силе в разных его участках. Интенсивность этих проявлений определяется экспозицией, действовавшей на каждый участок светочувствительного слоя. Вторая стадия связана с усилением произошедших изменений, если они слишком малы для непосредственного восприятия глазом или прибором. На третьей стадии происходит стабилизация возникших или усиленных изменений, которая позволяет длительно сохранять полученные изображения или записи сигналов для просмотра, анализа, извлечения информации из полученного изображения.

    Современная полиграфическая технология включает три основных этапа, без которых не может обойтись ни одна типография: допечатный, печатный и послепечатный процессы.

    Допечатный процесс производства завершается созданием носителя информации, с которого текстовые, графические и иллюстрационные элементы могут быть перенесены на бумагу (изготовление печатной формы).

    Печатный процесс, или собственно печать, позволяет получать отпечатанные листы. Для их производства используются печатная машина и носитель подготовленной к печати информации (печатная форма).

    На третьем этапе полиграфической технологии, называемом послепечатным процессом, производятся заключительная обработка и отделка отпечатанных в печатной машине листов бумаги (оттисков) для придания полученной печатной продукции товарного вида (брошюра, книга, буклет и пр.).

    Допечатный процесс. На этой стадии должны быть получены одна или несколько (для многокрасочной продукции) печатных форм для печати определенного вида работ.

    Если печать однокрасочная, то формой может служить лист пластика или металла (алюминий), на который в прямом (читаемом) изображении нанесен рисунок. Поверхность офсетной формы обрабатывается таким образом, что, несмотря на то, что печатающие и непечатающие элементы находятся практически в одной плоскости, они воспринимают наносимую на нее краску избирательно, обеспечивая при печати получение оттиска на бумаге. Если требуется многокрасочная печать, то число печатных форм должно соответствовать числу печатных красок, изображение предварительно расчленяется с выделением отдельных цветов или красок.

    Основу допечатных процессов составляет цветоделение. Выделение составляющих цветов цветной фотографии или другого полутонового рисунка – это сложнейшая работа. Для выполнения такой сложной полиграфической работы необходимы электронные сканирующие системы, мощное компьютерное и программное обеспечение, специальные выводные устройства на фотопленочный или формный материал, различное вспомогательное оборудование, а также наличие высококвалифицированных, подготовленных специалистов.

    Такая допечатная система стоит не менее 500 - 700 тыс. долларов. Поэтому чаще всего с целью существенного сокращения инвестиций в организацию типографии прибегают к услугам специальных репродукционных центров. Они, имея все необходимое для выполнения допечатных работ, готовят по заказу комплекты цветоделенных диапозитивов, с которых можно выполнить комплекты цветоделенных печатных форм в обычной типографии.

    Печатный процесс. Печатная форма является основой печатного процесса. Как уже было сказано, в настоящее время в полиграфии широко распространен офсетный способ печати, который, несмотря на свое почти
    100 - летнее существование, постоянно совершенствуется, оставаясь доминирующим в полиграфической технологии.



    Офсетная печать осуществляется на печатных машинах, принцип работы которых был рассмотрен выше.

    Послепечатный процесс. Послепечатный процесс состоит из целого ряда важнейших операций, придающих отпечатанным оттискам товарный вид.

    Если печатались листовые издания, то их нужно подрезать и обрезать на определенные форматы. Для этих целей используется бумагорезальное оборудование, начиная от ручных резаков и заканчивая высокопроизводительными резальными машинами, рассчитанными на резку одновременно сотен листов бумаги всех распространенных на практике форматов.

    Для листовой продукции послепечатные процессы заканчиваются после разрезки. Сложнее обстоит дело с многолистной продукцией. Для того чтобы согнуть листы журнала или книги, необходимо фальцевальное оборудование, на котором происходит фальцевание (от нем. falzen – сгибать ) – последовательное сгибание отпечатанных листов книги, журнала и т.п.

    Если из отпечатанных и разрезанных на отдельные листы оттисков нужно сделать брошюру или книжку, состоящую из отдельных листов, их нужно подобрать один к другому. Для этого используется листоподборочное оборудование. Когда подборка закончена, получается толстая пачка рассыпающихся листов. Чтобы листы могли быть объединены в брошюру или книгу, необходимо их скрепить. В настоящее время наибольшее распространение получили 2 вида скрепления – проволочное и бесшвейное клеевое. Проволочное скрепление используется в основном для брошюр, т.е. печатных изданий от 5 до 48 страниц. Для скрепления проволочными скобами используют буклетмейкеры. Эти устройства могут использоваться отдельно или
    в комплексе с листоподборочными системами. Более сложные работы выполняются на специальных проволокошвейных машинах.

    Для скрепления большого количества листов используют клеевое скрепление, которое осуществляется или при помощи «холодного» клея – поливинилацетатной эмульсии, или горячего расплава термоклея. Корешок будущего книжного издания промазывают клеем, прочно удерживая листы до полного высыхания клея. Достоинства этой технологии состоят в хорошем внешнем виде книги, гибкости и стабильности книжного блока, прочности и долговечности.

    В работе мало- и среднетиражных типографий присутствуют аналогичные процессы. Однако в качестве основного печатного оборудования этих типографиях используются не офсетные машины, а дупликаторы, способные воспроизводить как одноцветные, так и многоцветные копии.

    1. Прием рукописи

    Прежде всего, издательство должно установить правила оформления рукописей для своих авторов и опубликовать их. Во всяком случае автор должен знать о них до сдачи своей рукописи в издательство. Среди требований к автору на этом этапе: количество сдаваемых экземпляров рукописи, правила оформления текста (лучше всего сразу в соответствии с ОСТ 29. 115-88 Оригиналы авторские и текстовые издательские. Общие технические требования), при необходимости -документы, связанные со спецификой текста - Акт экспертизы об отсутствии в тексте сведений, разглашающих государственную или иную, охраняемую законом тайну, какие-либо письма, справки, отзывы. Рукопись регистрируется в специальном журнале, автору выдается расписка о приеме. На рукопись заводится “дело”, первым документом которого становится расписка на ее получение, а вторым - карточка движения рукописи

    2. Предварительное изучение и оценка рукописи

    Принятую в издательство рукопись рассматривает главный редактор и передает в редакцию, занимающуюся данной тематикой. Специалисты издательства (редактор, заведующий редакцией, главный редактор) при первом просмотре или выборочном чтении рукописи приходят к общему мнению относительно того, соответствует ли данная рукопись тематике и творческим планам издательства в принципе. 3. Рецензирование рукописей

    Рукописи, прошедшие редакционную подготовку (см. п. 2) и включенные в план редподготовки издательства, подвергаются более глубокой, тщательной оценке, которая окончательно должна решить вопрос об издании. Для этого рукописи подвергаются рецензированию.

    4. Тематическое планирование

    Рукописи, прошедшие этап внутреннего и внешнего рецензирования, включаются в тематический план выпуска литературы.

    План выпуска литературы - это издательский документ, содержащий перечень книг, брошюр или иной продукции, предназначенной к выпуску в свет в течение следующего календарного года.

    В состав плана выпуска литературы включаются следующие сведения: автор (фамилия, инициалы), наименование произведения, аннотация, содержащая краткие сведения о нем и потенциальной читательской аудитории, объем в печатных листах, квартал выхода в свет, иногда - планируемый тираж.

    5. Производственное планирование

    Основные показатели производственной деятельности включают:

    Число наименований (названий) книг или других единиц издатель ской продукции,

    Количество учетно-издательских и печатных листов в год,

    Средний объем выпускаемых книг,

    Средний тираж.

    6. Редактирование литературное

    Редактирование - многозначное понятие, в нашем случае- часть издательского процесса, содержанием которой является работа над рукописью произведения с целью улучшения его в литературном, языковом, профессиональном, научном, социальном отношениях.


    Первоначально над рукописью работает ведущий редактор, занимаясь улучшением композиции, стиля, орфографии и пунктуации и т. п.

    7. Научное и специальное редактирование

    Этот этап не обязателен, в ряде случаев он может и не возникнуть, но часто, когда требуется более тщательное редактирование с точки зрения профессиональных или научных тонкостей, специфики текста оно проводится силами специалистов, работающих в издательстве или приглашенных для выполнения этой работы.

    8. Корректорская работа

    Корректура (от латинского сorrektura - исправление, улучшение) -стадия производственного процесса издания книг. газет, журналов и других печатных материалов, на которой устраняются различные ошибки и недостатки, допущенные при редактировании и наборе. Корректорская работа - весьма важный издательский процесс, призванный устранить ошибки, описки, опечатки и другие недостатки, снижающие восприятие текста в готовом, вышедшем в свет произведении Работа по корректуре одного и того же произведения ведется вначале над рукописью, затем, после набора текста, над корректурными оттисками и, наконец, корректор читает готовый сигнальный экземпляр книги с целью перед выпуском ее в свет выявить ошибки.

    9. Художественное и техническое редактирование

    После корректуры рукописи (а часто и раньше) начинается работа над художественным оформлением и техническим редактированием произведения. На этом этапе художественный редактор совместно с автором и ведущим редактором решают вопросы, связанные с размещением, характером и количеством иллюстраций, оформлением обложки, титульного листа, форзаца (листа бумаги, помещаемого между переплетом и титульным листом). Если издание обильно иллюстрировано, требуется изготовление художественного макета. В работе принимают участие художники, выполняющие в соответствии со своей специализацией ту или иную часть оформления.

    Наряду с художественным ведется техническое редактирование, содержанием которого является выбор размера и гарнитур шрифтов, использование линеек и других полиграфических элементов, размещение текста и иллюстраций на каждой полосе.

    10. Подготовка рукописи к набору

    Работа над рукописью в издательстве - редактирование всех видов, корректура, художественное и техническое редактирование в сумме приводят к созданию оригинал-макета, подготовленного для передачи в типографию. Специалист производственного отдела, чаще всего технический редактор сводит все исправления, замечания, пометы вместе, складывает иллюстрации и другие сопутствующие рукопись материалы, оформляет технологическую спецификацию, сопровождающую заказ на полиграфическое исполнение.

    Производится в типографии одним из способов, в соответствии с технологией полиграфического предприятия, либо в издательстве, на компьютерном комплексе. В настоящее время распространена практика подготовки сверстанного оригинала в издательстве. Тогда типография производит лишь печать и последующие производственные процессы.

    После набора оттиски, независимо от технологии, в том числе компьютерные, передаются в производственный отдел и ведущему редактору. Первые оттиски после набора, называемые корректурными оттисками, читают одновременно редактор, корректор и автор, после чего все поправки и возможные изменения сводятся вместе корректором и передаются в типографию или оператору компьютера в издательстве. Если набор ведется в типографии, то, как правило, корректуру читает еще и корректор типографии.

    12. Печать

    После исправления корректуры (при необходимости она дублируется, делается так называемая “вторая корректура” и даже “третья корректура”- при повторении большого количества ошибок) типография приступает к печати тиража изготавливаемого издания. Для этого окончательный вариант корректуры, подписанный главным редактором (или директором) издательства и автором с визой “в печать” передается в типографию с окончательным уточнением цифры тиража, сорта бумаги и пр. Одновременно в этой или другой (вследствие специфики) типографии изготавливается обложка и какие-либо другие элементы, например, цветные вкладки, суперобложка и т. п.

    13. “Чистые листы”. Сигнальный экземпляр.

    Отпечатанные на весь объем и тираж листы сшиваются без обложки и передаются в издательство для контроля (профессиональный термин - “чистые листы”). Иногда вслед за этим, а нередко и вместо “чистых листов” в издательство передаются несколько экземпляров уже переплетенного, окончательно оформленного издания.

    14. Изготовление тиража

    После получения из издательства сигнального экземпляра с визой “в свет” типография печатает весь тираж заказанной продукции, о чем сообщает заказчику, который должен решить вопрос его распространения немедленно, вследствие дефицита производственных площадей.

    15. Распространение тиража

    Допечатная подготовка


    Процесс производства печатной продукции разделяется на три стадии: допечатная подготовка, печатные процессы и послепечатная обработка.

    Допечатная подготовка охватывает этапы работ, начиная от идеи оформления, подготовки текстовой информации, изобразительных оригиналов и графики и заканчивая изготовлением готовых печатных форм, которые используются для печати тиража.

    Информационное содержание и профессиональное графическое оформление печатной продукции одновременно являются основой и для публикаций в области электронных средств информации, например, домашних страниц в Интернете или в форме CD ROM. Поэтому кроме понятия "допечатные процессы" появилось понятие о домедийной подготовке – premedio. Этим термином обозначают цифровую подготовку текста и изображения, пригодных для вывода на любой конечный носитель информации. Как представлено на рис. 1-1, собственно допечатным процессам может предшествовать подготовительный этап домедийной подготовки.

    В допечатных процессах произошли значительные изменения, связанные с переходом от традиционных к цифровым технологиям. Тем не менее, в течение пока непродолжительной переходной стадии фотоформа как носитель информации используется еще многими предприятиями. В книге описываются обе допечатные технологии и традиционные допечатные процессы

    Технология набора

    Исходной информацией для набора является авторская рукопись. Однозначность и отсутствие ошибок в тексте являются более важными, чем формальные и эстетические моменты его оформления. Необходимую корректуру лучше всего проводить при подготовке рукописи. В целях унификации корректура должна осуществляться в соответствии с инструкциями, ее регламентирующими (например, в соответствии с DIN 16511 или ISO 5776).

    Ввод текста – первый этап процесса изготовления набора (раздел 1.1). Все чаще эту работу выполняет автор. Так как оборудование и программное обеспечение для обработки текстовых данных на компьютере весьма разнообразны, в типографии может возникнуть проблема совместимости массивов данных, полученных из разных источников. Поэтому полиграфические предприятия должны иметь большое количество программ (фильтров импорта) для преобразования документов, поступающих в разных цифровых форматах, в приемлемую для последующей обработки форму. После ввода текста следует его обработка, которая реализует особенности оформления, заданные макетом, таких как выбор шрифта и его кегля, длины строк, окон для последующего включения иллюстраций и т.д. . Особенности макета задаются автором и издательством или согласовываются совместно автором, издательством и типографией.

    После обработки следует вывод текста (раздел 1.2). Оформленные текстовые блоки отображаются на пленке или бумаге. В этом виде они подлежат верстке, т. е. объединению с полутоновыми изображениями и графикой, и, в итоге, получаются сверстанные полосы. Если вёрстка текстовой и изобразительной информации выполняется электронными способами, то на фотопленку или бумагу выводится готовая полоса. Цифровые данные полос являются необходимой исходной точкой для осуществления дальнейших процессов вывода информации, например, по технологиям "Компьютер – фотоформа", "Компьютер – печатная форма" и цифровой печати DI и т.п., или для использования в электронных средствах информации.

    Корректура экспонированного набора является трудоемким и дорогостоящим процессом, поэтому ее следует по возможности избегать. По этой причине в процессе работы до вывода текста на фотопленки, формный материал или на печать в цифровой машине многократно выполняется корректура, с помощью распечатки на бумаге текста обрабатываемого в цифровом виде. Авторская корректура проводится в гранках, доставляемых автору. После выполнения корректуры следует верстка полос. Правильное размещение иллюстраций, расположение подписей, наличие сносок, ссылок на другие страницы, колонтитулов и колонцифр – это главный предмет процесса корректуры при верстке.

    Рукопись

    В классическом смысле рукопись – это написанный от руки текст, который в полиграфически воспроизведенной форме должен появиться на оттиске. Чем меньше в рукописи ошибок и чем четче она написана, тем быстрее и безошибочнее может произойти последующий ввод оператором ее содержания с клавиатуры. Автор должен сдавать рукопись в типографию в законченном виде. После этого не должно вноситься в содержание значительных дополнительных изменений.

    Сегодняшние программные средства позволяют вести разнообразную подготовку и обработку текста. С их помощью легко заверстывать в текст таблицы, графики, рисунки. С помощью программных средств хорошего результата в манипуляции текстом могут достичь и непрофессионалы, каковыми в большинстве своем являются авторы. В настоящее время в типографии от них поступают распечатки текста на бумаге и носители с его электронной версией.

    Ввод текста

    На предприятии или в организации, выпускающих печатную продукцию (чаще всего в издательстве или в отделе допечатной подготовки), перед набором рукопись сначала попадает на вычитку. На этом этапе в рукописи выполняются необходимые исправления, а также добавляются технические указания по набору, определяются размеры шрифтов для основного текста, заголовков, выделений, сносок и указания по монтажу, касающиеся вставок иллюстраций, абзацных отступов и т.д.

    На этапе ввода текста он преобразуется в компьютере в цифровые данные. Ввод текста выполняется в основном с клавиатуры, а также с помощью OCR технологий (оптического считывания) или реже посредством речевого ввода.

    Клавиатурный ввод

    Текст вводится с помощью клавиатуры в виде бесконечного текста до конца абзаца или до соответствующего наборного знака. Разбивка строк сначала не проводится. Тем самым создается предпосылка для автоматической "выключки" текста, что означает получение строк в виде отрезков заданной длины. Кроме того, текст в процессе корректуры может автоматически "течь", т.е. строка, начиная с исправленного места, перевыключается и далее будет соответствовать заданному формату. Процесс идет вплоть до конца абзаца. Применяемая для ввода текста клавиатура является частью периферийного оснащения компьютеров.

    Сегодня одной из наиболее часто используемых программ ввода и обработки текста является Microsoft Word. С ее помощью тексты, набранные и сохраненные на носителе данных, могут далее без проблем использоваться в технологическом процессе. Известны и другие пакеты, например Word Perfect и Macintosh Word. Для набора научных текстов с формулами и специальными знаками особенно подходят программные продукты TEX.

    Указания по оформлению текста должны быть ограничены в рукописи характеристиками заголовков, абзацев, порядком расположения иллюстраций, если они помещаются в определенном месте текста, а также необходимой разметкой начала новой страницы (предпочтительнее – правой).

    Автор может передать текст издательству или типографии через сеть данных (например, по электронной почте через сеть ISDN). Это экономит время и повышает актуальность информации. Коммуникации служат, главным образом, для общения автора и издательства. Для этого определяются форматы данных, протоколы и интерфейсы взаимодействия.

    Ввод при помощи оптических методов (OCR)

    С помощью технологии OCR (Optical Character Recognition – оптическое распознавание знаков) текст, представленный в рукописной или машинописной форме, преобразуется в цифровую форму и тем самым становится пригодным для обработки. Сначала в "процессе отображения" документа, находящегося на бумаге, осуществляется его ввод оптоэлектронными считывающими системами. Документ предстает в виде битовой карты. В дальнейшем битовая структура знака конвертируется в текстовый код .

    В процессе считывания документ сканируется и описывается определенной матричной структурой. Значения яркости и цвета каждой точки матрицы записываются в цифровой форме. Чернобелые документы при сканировании описываются одним битом информации на точку изображения. При сканировании цветных оригиналов с разложением на 4 краски необходимо использовать до 32 бит на точку. Разрешение устройств, осуществляющих сканирование, определяет, насколько точно считанное изображение соответствует оригиналу. Для большинства текстовых оригиналов разрешение 300 dpi позволяет получить высокую надежность распознавания знаков при использовании процессов OCR (кегль шрифта, начиная примерно с 4 мм, в зависимости от четкости начертания элементов шрифта). Иллюстрации и текст, набранный шрифтами малых кеглей, требуют разрешения считывания 600 dpi. Для цифрового представления изображения обычно используют формат TIFF (Tagged-Image File Format). Процесс OCR охватывает 5 этапов:

    идентификация текстовых и иллюстрационных блоков с исключением последних;

    распознавание знака при помощи анализа его формы и сравнения с характерными признаками эталона; идентификация слова с помощью массивов словарей;

    корректура нераспознанных слов или знаков путем отображения их на экране с подтверждением или исправлением оператором;

    форматирование данных в одном из форматов для вывода, например, ASCII, Word, RTF или PDF, а также запись данных для сохранения (форматы данных).

    В результате использования способа OCR текстовая информация преобразуется в цифровые данные, пригодные для последующей компьютерной обработки, подобно тексту, введенному с клавиатуры.

    Технология OCR чаще всего используется для распознавания машинописных авторских оригиналов, для создания банков данных переиздаваемых книг, доступных только в виде предыдущих изданий. Доля ошибок оборудования OCR составляет менее 1%. При загрязнении оригинала, плохо пропечатанных знаках или наличии пятен на оригинале количество ошибок увеличивается. В таких случаях более эффективным может оказаться клавиатурный ввод. Критериями выбора того или иного метода распознавания являются шрифты оригинала, необходимая скорость распознавания, объем и качество словаря, используемые форматы данных и, естественно, цена. Распространенные в настоящее время программные продукты для реализации OCR – это, например, Omni-PagePro (Caere Corp.), Optopus (Makrolog GmbH), Adobe Capture (Adobe Systems).

    Статьи по теме