Специалист в атомной промышленности за что отвечает. Атомные реакторы чахнут без людей. Ядерная медицина и экология

В атомной отрасли много интересных профессий и специальностей, а развитие технологий постоянно добавляет в этот длинный список новые пункты. Здесь мы собрали лишь некоторые из них. Эта информация пригодится вам для игры «Профессионалы», созданной ИЦАЭ.

СПИСОК ПРОФЕССИЙ

Промышленный дизайнер

От работы промышленного дизайнера зависит внешний облик инженерных объектов, который подчеркивал бы их основные достоинства (в случае с АЭС, например, это высокотехнологичность, надежность и безопасность).

Доставкой грузов, посылок, разного рода документов с помощью курьера сегодня пользуются и юридические лица, и обычные люди, зная, что заказ будет доставлен в сохранности и в точно обозначенный срок.

Приборостроитель

Электронные приборы и устройства теперь установлены практически на любом производстве, а их разработкой и изготовлением занимается приборостроитель.

Проектировщик энергонакопителей

Проектировщик энергонакопителей - это профессия ближайшего будущего. Ему предстоит проектировать совершенно новые системы накопления энергии, например, супер аккумулятор. Эти специалисты будут востребованы в электроэнергетическом дивизионе Госкорпорации «Росатом».

Ученый-физик

Теоретическая наука всегда была впереди прикладной.Открытия ученого-физика в атомной отрасли реализуются на практике множеством других специалистов.

Медицинский физик

Профессии, связанные с атомными технологиями, есть не только на АЭС. Например, медицинский физик рассчитывает дозы облучения для диагностики и лечения пациентов, обладая навыками работы со сложным оборудованием.

Оператор станков с числовым программным управлением

Оператор станков с числовым программным управлением отвечает за процесс обработки деталей на станке с компьютеризованной системой управления.

Наноинженер

Наноинженеры смогут создавать и исследовать совершенно новые объекты, имеющие заранее заданные свойства, которые необходимы для разных целей.

Системные администратор

В современном мире, когда компьютерами оснащено почти каждое рабочее место, системные администраторы являются едва ли не самым ценными сотрудниками в любой организации; по крайней мере, они сами предпочитают думать именно так.

Бухгалтер

Бухгалтер не только выдает зарплату, но и выполняет работу по ведению учета имущества, обязательств и всех хозяйственных операций, которые проводит его организация. Всё это должно быть заверено документально и по всем правилам.

Инженер-исследователь

Инженер-исследователь проводит эксперименты и испытания, направленные на освоение новой или совершенствование действующей техники и технологии.

Лаборант химического анализа

Лаборант химического анализа проводит химический и физико-химический анализ веществ и сплавов для контроля соответствия продукции заданным нормам.

Водитель специального автотранспорта

Водитель специального автотранспорта обеспечивает доставку на специально оборудованных грузовых автомобилях ядерного топлива, радиоактивных отходов и других особо важных грузов.

Специалист по радиационной селекции

Использование радиации позволяет специалистам по радиационной селекции получать новые виды растений, устойчивых к заболеваниям и дающих высокий урожай

Переводчик

Мирный атом объединяет множество государств, строительство АЭС ведется в разных странах, и без переводчика , знающего иностранные языки, не обойтись.Например, востребованы специалисты, которые владеют турецким, китайским, финским и бенгальским языком.

Оператор блочного пульта управления

Атомная станция – это целый комплекс зданий, в которых размещается оборудование. В главном корпусе находится реакторный зал. За работой ректора и перегрузочных машин наблюдают операторы с блочного пульта управления.

Оператор реакторного отделения

Оператор реакторного отделения отвечает за эксплуатацию и техобслуживание оборудования и технологических систем.Операторам на атомных станциях приходится работать не только днем, но и в ночную смену.

Учитель химии

Заинтересовав учеников занимательными опытами и экспериментами, учитель химии поможет им сохранить увлечение науками после школы и вдохновить на дальнейшее раскрытие тайн природы.

Материаловед

Материаловед изучает свойства и структуру материалов, исследует методы их обработки и изменение свойств и структуры в зависимости от различных факторов.

Электромонтажник

Задача электромонтажника -обеспечивать бесперебойную и безопасную работу оборудования, отвечающего за электроснабжение предприятия.

Оператор робототехнических систем

В связи с возрастающей автоматизацией производств всё более востребованными становятся операторы робототехнических систем, в особенности на сложных и опасных производствах и при работе на труднодоступных объектах.

Инженер-технолог

Инженер-технолог разрабатывает новые технологии производства химической продукции и совершенствует уже существующие, контролирует качество сырья и готовой продукции.

Без сварки металлов в промышленности никак, поэтому профессия сварщика всегда будет востребованной. На сложных производствах может использоваться не только газовая, но и электронно-лучевая сварка, для специзделий и спецсплавов. На чемпионате WorldSkillsHi-Tech сварщики из Атомэнергомаша становятся лучшими уже несколько лет.

Радиохимик

Радиохимик изучает поведение радиоактивных изотопов, элементов и веществ, химию ядерных превращений и получение радиоактивных нуклидов

Дозиметрист

Капитан атомного ледокола

Капитан атомного ледокола направляет свое огромное судно в арктические воды, доставляя на полюс грузы и туристов и прокладывая путь другим кораблям.

Менеджер проекта

Менеджер проекта назначается руководителем предприятия для координации работы нужных сотрудников по конкретному проекту, получая и более широкие полномочия, и наибольшую ответственность.

Инженер-проектировщик

Взаимодействуя с архитектором, инженер-проектировщик отвечает за создание чертежей и просчитывает все технические характеристики строящегося объекта.

Кладовщик

Кладовщик принимает и хранит товарно-материальные ценности на складе, отгружая их в соответствии с расходными документами. Для специалистов ПСР рабочее место кладовщика является одним из самых интересных для внедрения улучшений.

Инженер проекта

Инженер проекта участвует в процессе разработки, создания и испытаний изделия или продукции, контролируя весь проект от возникновения идеи до её реализации.

Токарь-фрезеровщик

Токарь-фрезеровщик может обрабатывать на фрезерном станке металлические и деревянные поверхности, детали и заготовки.

Астрофизик

Астрофизики описывают Вселенную, изучают строение небесных тел и объектов, физические свойства и химический состав звёзд, планет, комет и туманностей. В рамках разных проектов они работают вместе со специалистами-атомщиками. Например, для разработки системы защиты от космических тел.

Специалист по связям с общественностью

У специалиста по связям с общественностью важная и сложная задача - уметь объяснять людям, что атомная отрасль безопасна и экологична.

Строитель АЭС

Строитель АЭС должен быть опытным и компетентным, ведь он работает на строительстве такого сложного объекта, как атомная электростанция. Для работы над инфраструктурными объектами привлекают и студенческие строительные отряды.

Дефектоскопист

Дефектоскопист - это специалист, который занимается выявлением дефектов, механических повреждений и брака на производстве.

После распада СССР управлением российской атомной промышленностью занимался министр РФ по атомной энергии, позже - глава Федерального агентства по атомной энергии, а сегодня - гендиректор Госкорпорации «Росатом».

Специалист по управлению персоналом

Специалист по управлению персоналом обеспечивает компанию важнейшим ресурсом - квалифицированными сотрудниками, умеет грамотно организовывать их работу и отвечает за кадровый документооборот.

Инженер-конструктор

Инженер-конструктор разрабатывает для атомной отрасли всевозможное оборудование, приборы, энергетические установки и другие сложные системы. Делает это он уже не на чертежной доске, а с помощью компьютера и современных программ.

25 мая, в день, когда по всей стране для выпускников школ прозвучал последний звонок и для тысяч молодых людей начался новый жизненный этап, связанный с государственной итоговой аттестацией и поступлением в высшие и средние специальные образовательные учреждения, в МБОУ «Лицей №24» г. Волгодонска состоялось открытие «Общественной приемной Росатома для выпускников г. Волгодонска – шаг к выбору профессии в атомной отрасли». Проект нацелен не только на тех, кто завершает курс школьного обучения, но и на тех учащихся, которые готовятся стать выпускниками и рассматривают вопрос выбора профессии как особо актуальный.

Проект будет осуществляться МБОУ «Лицеем №24» г.Волгодонска, Ростовской АЭС, Волгодонским инженерно-техническим институтом Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ» как ресурсным центром непрерывной технологической подготовки и профильного обучения, фондом «БлагоДарение», благотворительной организацией, ориентированной на улучшение качества социальной среды города Волгодонска, при поддержке Управления образования Администрации города Волгодонска.

Основная цель проекта - реализация личностного потенциала обучающихся в профессионально-образовательном плане в соответствии с потребностями регионального рынка труда. Проект направлен на повышение интереса учащихся средних и старших классов к профессиям атомной промышленности; на выработку гибкой системы сотрудничества старшей ступени школ г. Волгодонска с ВИТИ НИЯУ МИФИ и предприятиями Росатома; на дополнительную информационную поддержку выпускников школ г. Волгодонска, планирующих связать свое будущее с атомной энергетикой; создание условий для формирования внутренней потребности и готовности к профессиональному самоопределению через психологическое сопровождение профориентационного выбора выпускников и привлечение к поступлению в вузы по специальностям, необходимым для будущей работы на РоАЭС, а также на информационно-просветительскую деятельность в популяризации применения высоких технологий атомной отрасли, развития атомной энергетики, охраны окружающей среды и ядерной радиационной безопасности для улучшения качества жизни населения.

На торжественном мероприятии открытия Общественной приемной присутствовали представители Администрации г. Волгодонска, Ростовской атомной станции, Волгодонского инженерно-технического института, руководство и лучшие учащиеся старших классов лицея № 24. С приветственным словом к собравшимся обратились Глава администрации г. Волгодонска В.П. Мельников, руководитель ВИТИ НИЯУ МИФИ В.А. Руденко, заместитель директора по управлению персоналом Ростовской АЭС М.В. Рябышев и директор МБОУ «Лицей №24» г. Волгодонска Н.В. Белан.

Согласно программе торжественного открытия Общественной приемной состоялся просмотр подготовленного Лицеем № 24 видеофильма «Атомные станции России». Затем к.э.н., доцент ВИТИ НИЯУ МИФИ Ж.С. Рогачева провела интерактивное занятие с учениками 10-х классов на тему «Источники энергии», а студентка ВИТИ НИЯУ МИФИ, представитель студенческого союза вуза Екатерина Ухалина выступила с презентацией о Волгодонском инженерно-техническом институте как вузе, готовящем высококвалифицированные кадры для атомной отрасли.

Среди первых мероприятий, которые планируется провести в рамках функционирования общественной приемной Росатома для выпускников г.Волгодонска, – Научно-практическая конференция «РоАЭС и перспективы развития города», экскурсия на РоАЭС, семинары-консультации с просмотром видеофильмов о ядерной энергии на службе человечества, а также ряд мероприятий, подготовленных непосредственно профессорско-преподавательским коллективом ВИТИ НИЯУ МИФИ, таких как: конференция «Технология развития атома» (заведующий кафедрой «Атомная энергетика к.т.н., доцент А.Ю. Смолин), экскурсия в лаборатории ВИТИ НИЯУ МИФИ и фронтальная работа «Электричество» (заведующий кафедрой «Физика», д.ф.-м.н., профессор В.И. Ратушный) и др.

Реализация проекта позволит отработать эффективную систему взаимодействия между специалистами атомной отрасли, преподавателями НИЯУ МИФИ и учащимися по повышению мотивации в выборе профессии, связанной с атомной отраслью.

Проект станет ещё одним эффективным каналом общения выпускников г. Волгодонска, желающих связать свою судьбу с работой в отрасли атомной энергетики, даст возможность удержать в городе лучших учеников и поможет сформировать будущий коллектив студентов ВИТИ НИЯУ МИФИ.

Россия — страна, которая отстаивает использование атомных электространций и участвует в строительстве объектов за рубежом — в Индии, Болгарии, Иране. В общей сложности в России работает десять АЭС. Пока доля их в энергобалансе страны 18 процентов, но к 2030 году ее планируется увеличить в четыре раза. Беда лишь в том, что обслуживать эти станции уже некому.

Даже на десяти российских атомных электростанциях работников критически не хватает. Как , сегодня в сфере атомных электростанций наблюдается острый дефицит кадров, и в основном станции обслуживают специалисты из Эстонии или с Урала. Специалисты же из столицы России вовсе перестали интересоваться работой на АЭС, что, скорее всего, связано с кардинальными изменениями на рынке труда, которое случилось примерно два десятилетия назад, когда менеджеры, бухгалтеры и экономисты завоевали пальму первенства по популярности в нашей стране. С тех пор мало что изменилось, разве что юристов стало больше. Проблема падения интереса к техническим профессиям, которые были популярны в советские годы, обсуждается уже на самых высоких уровнях. Российский президент Владимир Путин не так давно заявлял о необходимости поднимать престиж технических специальностей.

Дефицит же работников в атомной сфере может сильно подпортить планы по развитию атомной энергетики. А действующая программа включает в себя строительство 38 новых энергоблоков в России и 20 блоков за рубежом до 2030 года. При этом готовят специалистов атомной отрасли всего 13 вузов страны, получая целевой заказ из "Росатома". Основными вузами, выпускающими кадры для обслуживания атомных станций, являются Национальный исследовательский ядерный институт "МИФИ" в Москве и Нижегородский государственный технический университет. Но и в этих институтах, по всей видимости, небольшой набор.

"Общая политика ведется такая, что сейчас юристы и экономисты в почете, и работник атомной станции получает существенно меньше, чем любой специалист. Он действительно хочет благоустроиться, поэтому это очень сильный привлекающий фактор. Но это было связано с общей политикой государства, когда "технику" разваливали. Сейчас вроде поняли и предпринимают шаги по восстановлению престижа технических профессий. Но сделать это уже очень непросто. К тому же, там работа достаточно сложная, там нельзя ошибаться, в отличие от экономической деятельности. Там ответственность, маленькая зарплата, и вот результат", — считает доктор технических наук, один из виднейших специалистов по ядерной физике и атомной энергетике СССР и РФ Игорь Острецов .

Конечно, не следует забывать и об утечке кадров, которая случилась в те самые "лихие девяностые", которые все сейчас от души клянут. Благодаря той разрухе и пущенной на самотек новой рыночной экономике, сегодня ситуация в России такова, что грамотные специалисты уехали, а новых появляется достаточно мало. Сами посудите — те же 20-30 тысяч рублей, которые получает человек, обслуживающий атомную электростанцию (работа, между прочим, в месте повышенной опасности), в крупных городах легко можно заработать, просто отвечая на звонки клиентов. При этом никаких поощрений сегодня, судя по рассказам работников российских АЭС, нет. Так, на одном из форумов работник Белоярской АЭС жалуется на урезание льгот и тринадцатой зарплаты. Аналогичные проблемы отмечает и работник Кольской АЭС. И, по всей видимости, экономия на персонале, обслуживающем атомные станции, стала обыкновенной практикой в нашей стране. Так какого же можно требовать спроса на профессию, которая является опасной и сверхответственной в случае, если никакого особенного отношения к специалистам этой отрасли нет?

"Когда студенты приходят в МИФИ (головной институт, сейчас он называется Академия ядерных технологий), у них горят глаза, они хотят этим заниматься. Но когда они узнают об условиях жизни, уровне зарплаты, которую они будут получать, когда станут специалистами, и сравнивают все это, например, с работой в банке, они понимают, что это им все это невыгодно, и на этой работе не остаются. Спросите у МИФИ, какой процент ребят учится ядерной физике и какой процент идет рабоать по специальности. Это очень небольшой процент. Я был на некоторых конференциях в МИФИ, ребята ходят, настраивают аппаратуру — бывшие выпускники МИФИ подрабатывают в качестве настройщика аппаратуры для проведения конференции внутри этого МИФИ. Это более выгодно ему, чем работать по специальности, при том что он отучился пять лет, он дипломированный специалист. Первые год-два он работал по этому направлению, но в результате он оттуда ушел, сейчас же у нас рынок труда свободный", — заметил в беседе с корреспондентом сайт старший научный сотрудник Института ядерных исследований Дмитрий Горбунов .

Однако нехватка кадров — как замечают специалисты атомной отрасли, это только часть проблемы. Все реакторы, которые сегодня действуют в России, уже устарели. Отрасль нуждается в развитии новых технологий, и тут дело двигается со скрипом. На сегодняшний день ядерная энергетика в большей степени используется в европейской части страны, и там ее доля достигает 30 процентов, а по всей России эта доля составляет всего 18 процентов. И хотя Владимир Путин несколько лет назад заявил, что необходимо поднять участие АЭС в энергетическом балансе до 25 процентов, пока существуют сомнения, получится ли достичь этих показателей, учитывая нынешнее состояние отрасли.

"С ней сопряжено очень много проблем. Проблема нераспространения, захоронения отходов, например. На самом деле, доля атомной энергетики в энергетике очень мала, и на Западе это прекрасно понимают, а у нас делают вид, что не понимают. Современные атомные технологии просто не годятся, их надо менять, — считает Игорь Острецов, подчеркивая при этом, что органические источники энергии, такие как уголь, тоже давно себя изжили. — Китай два блока в неделю вводит по миллиону киловатт на угле, это же ужасно, экология портится. К тому же, органики невозобновляема, ее просто нет, поэтому атомная энергетика нужна, но нужны другие схемы".

Между тем, в "Росатоме" заявляют, что новые энергоблоки, такие как 4-й блок Белоярской АЭС, 3-й и 4-й энергоблоки Ростовской и все четыре блока Нововоронежской АЭС-2, которые будут введены в эксплуатацию в этом и ближайших годах, уже строятся по технологии нового поколения. Как заверяют представители атомного концерна, новые АЭС более безопасны и позволяют вырабатывать больше энергии. Вопрос этот, конечно, спорный, однако радует уже то, что о выводе советских атомных реакторов и постепенной их замене на современные уже не просто ведется речь, но и осуществляются конкретные проекты. При этом специалисты отрасли уверяют, что хотя возведение новых атомных станций — дело затратное, деньги возвращаются быстро за счет вырабатываемой дешевой энергии.

Впрочем, затраты — дело второе, когда речь идет о таких опасных объектах, как атомные электростанции. Здесь на первом месте должна быть безопасность, которая во многом зависит от людей, работающих на объекте. Вспомним 1990-е годы, когда работники АЭС устраивали забастовки из-за проблем с выплатами и напрямую говорили о том, что будет, если истощенный от голода атомщик нажмет не на ту кнопку. Хотелось бы, чтобы сегодня, когда в России ставка делается на атомную энергетику и осуществляется целевая программа "Развитие атомного энергопромышленного комплекса России на 2007-2210 годы и на перспективу России до 2015 года", были приняты меры не только по обновлению энерготехнологий, но и по повышению окладов и престижа обслуживающего персонала.

С атомными профессиями познакомились дети из младших классов нижегородских школ, отдыхающие в городских лагерях при социально-реабилитационных центрах. На площадке ИЦАЭ они смогли отправиться в настоящее космическое путешествие, ради которого пришлось пройти несколько испытаний. Чтобы не потеряться в пути, будущим звездным пилотам нужно было собрать карту-паззл, затем заправить свой корабль ядерным топливом, проложив путь геолога к урановой руде и, наконец, раскрасить сам марсоход, придав тем самым индивидуальности своим транспортным средствам. После этого наиболее успешные звездные «асы» смогли отразить атаку пришельцев на атомную электростанцию с помощью интерактивного приложения с дополненной реальностью «АЭС на ладони».

Книжку-раскраску «Профессии атомной отрасли» ребята получили в подарок, и уже спустя несколько минут, примостившись на траве или скамейках, примеряли на себя роли капитанов ледокольного флота и селекционеров.

«Читающий сквер на Звездинке» - еженедельная литературная и игровая площадка на открытом воздухе, организованная Нижегородской государственной областной детской библиотекой. В течение всего лета по средам с 10,00 до 12,00 можно принять участие в интерактивных программах, подвижных играх, мастер-классах, выставках. ИЦАЭ Нижнего Новгорода традиционно выступает партнером в самых значительных акциях и НГОДБ, помогая в организации мероприятий научно-популярного характера. В августе 2016 года планируется проведение совместных научных чтений.

Базовым ВУЗом атомной отрасли России является Национальный исследователь­ский ядерный университет «МИФИ» (НИЯУ МИФИ), созданный во исполнение Ука­за Президента Российской Федерации от 7 октября 2008 г. № 1448 и распоряже­ния Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2009 г. № 480-р на базе прославленной отечественной «кузницы атомных кадров» - Московского инженерно-физиче­ского института.

НИЯУ МИФИ является университе­том нового типа, реальным воплощением нового подхода к системной модерниза­ции отечественной науки и образования. Он сформирован как инновационный сете вой регионально-распределенный образо­вательно-научный комплекс, в состав кото­рого входят 22образовательныхучреждения в 5 федеральных округах России.

Подготовка специалистов в НИЯУ МИФИ является «сквозной» (под лозунгом «от парты до диплома и далее»), концептуально реализу­ющей современный общемировой принцип не­прерывности образования. Она осуществляется по 60 специальностям высшего и 45 - среднего профессионального образования, с использо­ванием уникального научного оборудования, разветвленной материально-технической базы и передовых методических подходов. Более 1600 профессоров, преподавателей и научных сотрудников НИЯУ МИФИ имеют ученые степе­ни доктора и кандидата наук.

По результатам «Рейтинга российских ВУ­Зов по научным достижениям», составленного в 2009 г. независимым рейтинговым агент­ством в сфере образования «РейтОР», НИЯУ МИФИ занял третье место, пропустив вперед лишь МГУ им. Ломоносова и СПбГУ.

Высокий уровень и комплексный характер подготовки выпускников НИЯУ МИФИ обе­спечивают их высокую конкурентоспособность на рынке труда и востребованность в совре­менных областях инновационных высоких тех­нологий - в первую очередь в атомной технике и энергетике.

Кроме НИЯУ МИФИ, подготовку от­ечественных специалистов по отдельным направлениям ядерных технологий осущест­вляют Московский энергетический инсти­тут (технический университет), Московский государственный технический университет, Российский химико-технологический универ­ситет. Томский политехнический университет, Уральский государственный технический уни­верситет, Нижегородский государственный технический университет и некоторые другие.

1.Какова физическая основа ядерной энергетики?

2.Как работает ядерный реактор?

3.Каким образом внутриядерная энергия, высвобождаемая в реакторе, преобразуется в электрическую?

4.Как происходит управление и регулирование цепной реакции в реакторе?

5.Какие бывают реакторы и что означают их названия?

6.Может ли реактор на АЭС взорваться, как атомная бомба?


7.Что представляет собой атомная электростанция?

8.Что такое «одноконтурная АЭС»?

9.Почему наиболее распространенной компоновочной схемой АЭС в настоящее время является двухконтурная?

10.Почему в реакторах на быстрых нейтронах (типа отечественного БН-600) используется более сложная (трехконтурная) схема?

11.Что такое «внешний контур охлаждения АЭС»?

Что такое «пруд-охладитель»?

Какие технические решения применяются при недостаточной тепловой емкости пруда-охладителя?

Имеют ли они отношение к атомным станциям так называемые кислотные дожди?

Как разные типы электростанций влияют на окружающую среду?

Каковы экологические преимущества атомной энергии?

Каковы общие принципы обеспечения безопасности на АЭС и других ядерных объектах?

Что такое системы безопасности атомных станций?

Каковы главные принципы совершенствования технических систем безопасности АЭС?

В чем смысл многоуровневой системы барьеров?

Что такое САОР, как она работает? Какова вероятность ее отказа?

Что такое «работа АЭС в маневренном режиме»?

Что такое КИУМ?

Какова сравнительная стоимость электричества, вырабатываемого с помощью АЭС?

Как часто нужно ремонтировать АЭС?

Где появилась первая АЭС?

Сколько атомных станций работаете мирен в России?

Объединены ли АЭС России какой-либо организационной структурой?

Какая часть электроэнергии вырабатывается на АЭС в мире и в России?

Каковы перспективы развития атомной энергетики в мире?

Имеет ли особенности развитие атомной энергетики в России?

Каковы планы развития атомной энергетики в России?

Как выбирают площадки для строительства новых АЭС?

Есть ли у России опыт строительства АЭС за рубежом и как он используется

в настоящее время?

Существуют ли нормы на удаленность населенных пунктов от АЭС?

Как юридически регулируются вопросы, связанные с использованием атомных электростанций в России?

Почему именно уран используется при изготовлении топлива для ядерной энергетики?

Сколько урана на Земле? Какие урановые руды считаются богатыми, какие - бедными?

Где расположены урановые месторождения в мире и в России? Сколько урана на них добывается и каковы перспективы развития урановой отрасли?

Ведется ли в России поиск новых месторождений урана?

Как добывают уран? Насколько это безопасно для населения прилегающей к месторождению территории?

Какие стадии уран проходит в процессе его превращения в ядерное топливо?

Как и где обогащается уран? В чем сущность процесса обогащения?

Что такое Международный центр по обогащению урана? Для чего он был создан?

Что представляет собой топливо для реакторов АЭС?

Какие материалы, кроме урана, используются при производстве твэлов?

Насколько радиоактивен диоксид урана, используемый в ядерном топливе? Что имеет большую удельную (на единицу массы урана) активность: урановая руда или диоксид урана?

Представляет ли радиационную опасность ядерное топливо перед его загрузкой?

В чем главные отличия процессов сгорания ядерного и органического топлива?

Какова энергоемкость ядерного топлива в сравнении с органическим?

Какие требования предъявляются к твэлам и тепловыделяющим сборкам?

Взаимозаменяемы ли ТВС для различных типов реакторов?

Насколько произведенное в России ядерное топливо соответствует международным стандартам качества?

Что такое «радиоактивные отходы»?

Каким образом происходит переработка и хранение РАО?

Существуют ли технологии, позволяющие не просто изолировать РАО от по­падания в доступные для человека экосистемы, а физически уничтожать их (или хотя бы наиболее опасные из входящих в состав РАО радионуклиды)?

Что такое ОЯТ и чем оно отличается от радиоактивных отходов?

Представляет ли ядерное топливо (свежее, отработанное)

опасность с точки зрения террористической угрозы?

Не способствует ли производство ядерного топлива и утилизация ОЯТ распространению ядерного оружия?

Какова дальнейшая судьба отработанного топлива после выгрузки из реактора?

Как перевозится отработанное топливо? Насколько безопасны такие перевозки?

Что такое регенерированное топливо?

Что такое ядерно-топливный цикл и каковы его основные типы?

Используются ли в качестве ядерного топлива другие делящиеся материалы, кроме урана? Какие и как именно?

На какое время хватит человечеству делящихся материалов в различных сценариях развития ядерной энергетики?

Что такое радиоактивность, какой она бывает?

Что такое ионизирующее излучение? В чем заключается главная

причина его негативного воздействия на человека?

Что такое активность источника ионизирующих излучений, в чем она измеряется?

Что такое доза излучения, в чем она измеряется?

Часто приходится слышать о физических и биологических различиях между воздействием на человеческий организм природных и техногенных ионизирующих излучений. Существуют ли такие различия?

Каковы дозы ионизирующего излучения, получаемые человеком? Какова при

этом значимость различных факторов?

Есть ли различия в дозах от естественных источников радиации в зависимости

от места пребывания и жительства?

Какие уровни воздействия ионизирующего излучения могут представлять

угрозу для жизни и здоровья человека и в какой форме?

Может ли человек без помощи специальных приборов ощущать ионизирующую радиацию или чувствовать радиоактивное загрязнение продуктов питания и питьевой воды на вкус?

Какие принципы легли в основу формирования предельно-допустимых уровней радиационного воздействия для сотрудников атомной промышленности и энергетики и для населения в целом?

Какими льготами пользуются сотрудники АЭС и предприятий ЯТЦ?

Что такое риски и каковы основные области их приемлемости для общества?

Как классифицируются риски по способу их оценки и каковы их уровни

в реальной жизни?

Каким образом устанавливаются предельно-допустимые нормативы

по воздействию ионизирующих излучений на организм человека?

Насколько отличаются реальные уровни облучения персонала АЭС

и предприятий ЯТЦ от предельно-допустимых? Не подвергается при работе

АЭС повышенному облучению население прилегающих территорий?

Имеет ли смысл населению прилегающего к АЭС региона, как об этом

говорят, пить йод «для профилактики радиационных поражений»?

Правда ли, что кагор защищает от радиации? А что еще, кроме кагора?

Каковы основные принципы обеспечения радиационной безопасности?

Есть лив России единые нормативные документы, лежащие в основе правил работы с источниками ионизирующих излучений и в условиях их воздействия? 107

В чем заключается базовая концепция предельно-допустимых нормативов радиационного воздействия, заложенная в НРБ-99?

Отвечают ли требования НРБ-99 международной практике радиационной

защиты и гигиены?

Как соотносятся риски при различных способах получения энергии?

Что такое МАГАТЭ и каковы ее главные задачи?

Что такое Госкорпорация «Росатом»?

Что такое Топливная компания «ТВЭЛ»?

Есть ли в России независимый надзорный орган в сфере использования

атомной энергии?

Как классифицируются инциденты на ядерных объектах?

Оцениваются ли количественно риски тяжелых аварий на современных

и перспективных АЭС?

Каковы текущие технические перспективы российской атомной энергетики?

Как видятся сейчас основные этапы качеавенного технологического развития российской атомной энергетики и ЯТЦ?

Что такое «тяжелая вода», какова ее роль в атомной энергетике?

Что такое «атомно-водородная энергетика»

и как в ее развитии могут помочь ВТГР?

Что такое термоядерный синтез и какова его возможная роль в энергетике
будущего?

Используются ли ядерные технологии в неэнергетических целях?
Какие ВУЗы готовят специалистов для атомной отрасли России?

Статьи по теме